В экспозиции музея можно увидеть портрет Александра Сергеевича Пушкина, созданный в Москве в конце 1826 — начале 1827 года французским художником Иосифом-Евстафием Вивьеном де Шатобреном. Этот камерный погрудный портрет исполнен итальянским карандашом с добавлением белил. Художник изобразил Пушкина с легкой полуулыбкой, внимательным умным взглядом, в котором видна затаенная мысль человека, знающего что-то очень важное о себе и о жизни.
Портрет был создан вскоре после возвращения поэта в Москву из Михайловской ссылки в сентябре 1826 года. Пушкина принял в Кремлёвском дворце только что коронованный император Николай I. Поэт был встречен с энтузиазмом не только в узком кругу друзей, но и в высоких кабинетах, и на балах, и в светских гостиных, где читал стихи, написанные в Михайловском, в том числе и «Бориса Годунова».
Вместе со своими молодыми приятелями Дмитрием Веневитиновым, Алексеем Хомяковым, Владимиром Одоевским и другими он затеял издание журнала «Московский вестник». Освобожденный царем от гражданской цензуры, Пушкин в то же время оказался в ином плену — он вынужден был принять цензуру царскую, которая до конца его дней будет для него непростым бременем.
Пушкин заказал художнику два экземпляра портрета. Первый поэт подарил своему коллеге и товарищу Евгению Баратынскому. Второй экземпляр Пушкин подарил своим друзьям — семейству Осиповых-Вульф, хозяевам соседнего с Михайловским имения Тригорское Псковской губернии. Согласно семейной легенде поэт вручил этот портрет Марии Ивановне Осиповой — в то время маленькой девочке, младшей дочери Прасковьи Александровны Осиповой-Вульф. В 1880 году портрет из Тригорского был представлен на Пушкинской выставке.
В каталоге сообщалось: