Портрет муромской купчихи Александры Первовой создал неизвестный художник в конце 1820-х — начале 1830-х годов. На нем изображена женщина с продолговатым лицом и спокойным взглядом серо-голубых глаз. Мастер подчеркнул специфические черты: высоко поднятые дугообразные наведенные брови и прямой удлиненный нос.
Художник представил модель в «русском платье» — этого стиля одежды придерживались придворные и аристократы при императорском дворе в XIX–XX веках. Первова одета в белую рубаху с пышными кисейными рукавами, запястья которых украшают оборки. На груди купчихи виден край душегрейки-епанечки красноватого тона, которую она надела поверх рубахи. Такие бархатные или парчовые женские безрукавки обычно шили на меху.
На шее Первовой висят несколько низок — ниток жемчуга. В центре верхнего ожерелья закреплена застежка синего цвета — аграф. Длинные жемчужные серьги свисают до плеч. Женщина сложила руки на груди, ее пальцы унизаны крупными кольцами и перстнями.
Некоторые детали, которые художник запечатлел на холсте, указывают на то, как элементы дворянской моды 1820-х — начала 1830-х годов проникли в традиционный купеческий костюм. Купчиха причесана на прямой пробор, пряди аккуратно подобраны над ушами. Волосы видны из-под изящной шелковой «шапочки» розоватого тона, передняя часть головного убора декорирована жемчугом.
По сравнению с купеческим платком, под который обязательно нужно было прятать волосы, этот головной убор менее консервативен и не закрывает прическу. Он также завязывается спереди, но не поднимается высоко. По своей мягкой форме платок похож на народный повойник — головной убор русских замужних крестьянок, — и на небольшую дамскую чалму.
На плечи вместо пестро-ковровой шали Первова накинула более модную — белую с каймой. По стилю она напоминала дорогие колокольцовские шали, которые были популярными в дворянской среде в первой четверти XIX века.
Картина купчихи из коллекции музея была парным портретом. На второй его части художник изобразил муромского купца Карпа Первова. Голова купчихи на картине слегка повернута вправо — в сторону мужа. Как правило, портрет жены располагали слева от изображения мужа: такое положение было характерным для парных портретов российских купеческих пар.
Художник представил модель в «русском платье» — этого стиля одежды придерживались придворные и аристократы при императорском дворе в XIX–XX веках. Первова одета в белую рубаху с пышными кисейными рукавами, запястья которых украшают оборки. На груди купчихи виден край душегрейки-епанечки красноватого тона, которую она надела поверх рубахи. Такие бархатные или парчовые женские безрукавки обычно шили на меху.
На шее Первовой висят несколько низок — ниток жемчуга. В центре верхнего ожерелья закреплена застежка синего цвета — аграф. Длинные жемчужные серьги свисают до плеч. Женщина сложила руки на груди, ее пальцы унизаны крупными кольцами и перстнями.
Некоторые детали, которые художник запечатлел на холсте, указывают на то, как элементы дворянской моды 1820-х — начала 1830-х годов проникли в традиционный купеческий костюм. Купчиха причесана на прямой пробор, пряди аккуратно подобраны над ушами. Волосы видны из-под изящной шелковой «шапочки» розоватого тона, передняя часть головного убора декорирована жемчугом.
По сравнению с купеческим платком, под который обязательно нужно было прятать волосы, этот головной убор менее консервативен и не закрывает прическу. Он также завязывается спереди, но не поднимается высоко. По своей мягкой форме платок похож на народный повойник — головной убор русских замужних крестьянок, — и на небольшую дамскую чалму.
На плечи вместо пестро-ковровой шали Первова накинула более модную — белую с каймой. По стилю она напоминала дорогие колокольцовские шали, которые были популярными в дворянской среде в первой четверти XIX века.
Картина купчихи из коллекции музея была парным портретом. На второй его части художник изобразил муромского купца Карпа Первова. Голова купчихи на картине слегка повернута вправо — в сторону мужа. Как правило, портрет жены располагали слева от изображения мужа: такое положение было характерным для парных портретов российских купеческих пар.