Надежда Константиновна Шведе-Радлова (1895–1944) — художник, ученица Евгения Лансере и Мстислава Добужинского «Новой художественной мастерской», в 1923 году закончила Академию художеств. Была замужем за художником Николаем Радловым. Входила в художественную группу «Шестнадцать» — советское художественное объединение в Ленинграде в 1922–1928 годах и в «Общество живописцев». Среди самых известных ее работ — портреты Николая Гумилева, Владимира Маяковского, Бориса Пильняка, Галины Улановой.
В начале 1930-х годов Шведе-Радлова работала над серией живописных картин о жизни Александра Сергеевича Пушкина. В 1935–1936 годах в составе группы ленинградских художников-графиков она выезжала в пушкинские места бывшей Псковской губернии со специальной целью — показать сохранившиеся «уголки Пушкина». Все это было подготовкой к Пушкинскому юбилею 1937 года — серии торжественных мероприятий, посвященных 100-летию со дня смерти великого поэта.
Одним из самых значительных событий оказался конкурс, объявленный Ленинградским отделением Союза советских художников. Для участия в нем было представлено 208 работ различных жанров. Первая премия не была присуждена. Вторые премии были присуждены художникам Василию Фёдорову за работу «Погребение» («Похороны Пушкина в Святогорском монастыре»), Александру Горбову за картину «Дуэль Пушкина с Дантесом» и Николаю Павлову за офорт «Пушкин в книжной лавке Смирдина». Портрет Пушкина работы Шведе-Радловой получил третью премию, разделив этот успех с художником Василием Зверевым, также выполнившим «Портрет Пушкина» и скульптором Натальей Данько, с её фарфоровой статуэткой «Пушкин на диване».
Ленинградские сатирики по-своему увидели результаты этого конкурса. 24 января 1937 года в газете «Литературный Ленинград» под пушкинским заголовком «Художник-варвар кистью сонной…» появилось сообщение: «На конкурсе живописных портретов Пушкина ни один портрет не получил первой премии». Рядом была напечатана карикатура, на которой был изображен художник, копирующий «кистью сонной» знаменитый пушкинский портрет О. А. Кипренского. Под карикатурой следовали стихи без подписи: «Как много живописных бардов! Как много пышных бакенбардов! Готов уж не один портрет, А Пушкина… все нет и нет». Портрет Пушкина художница подарила Федину, и он украшал библиотеку на даче писателя в Переделкино.