Александр Александрович де Лицын (1768–1789) был внебрачным сыном князя Александра Михайловича Голицына и венгерской графини фон Клюпфель. Благодаря хлопотам своего отца он, как и две его сестры, получил дворянство от императора Священной Римской империи Иосифа II. Затем, по именному указу Екатерины II, все трое были приняты в подданство России.
На портрете мы видим молодого офицера в белом пудреном парике, его взгляд серьезен, но на губах играет легкая улыбка. Молодому человеку здесь не более 20 лет. На нем — мундир Ярославского пехотного полка, в котором он занимал должность полковника. С 1785 года Александр де Лицын был женат на княгине Анне Александровне Грузинской, дочери грузинского царевича Александра Бакаровича Багратион-Грузинского. Она следовала за мужем в его военных походах в русско-турецкой войне 1787–1791 годов. К сожалению, брак, как и жизнь Александра де Лицына, продлились недолго — он был тяжело ранен при штурме Очакова в декабре 1788 года, и в следующем году скончался.
Портрет Александра Александровича де Лицына — одна из двух хранящихся в музее оригинальных работ швейцарского художника-пастелиста Иоханна Барду. В России пастельный портрет долгое время считался занятием иностранных художников: русских пастелистов XVIII века, помимо Гавриила Ивановича Скородумова, практически не было. Этот вид искусства получил более широкое распространение во второй половине XVIII века. В основном, пастель применяли для исполнения камерных портретов. В числе тех, кто отдавал дань уважения таким работам, были знаменитые русские портретисты Дмитрий Григорьевич Левицкий и Федор Степанович Рокотов.
Биография и произведения художника Иоханна Барду почти не изучены. Известно, что он обучался в Берлинской академии художеств, а с 1780-х годов работал в России. Писал в основном произведения небольших размеров в форме восьмиугольника.
Из работ Барду особенно известны портреты императрицы Екатерины II и князя Александра Михайловича Голицына, написанные им в 1775 году в Варшаве.
На портрете мы видим молодого офицера в белом пудреном парике, его взгляд серьезен, но на губах играет легкая улыбка. Молодому человеку здесь не более 20 лет. На нем — мундир Ярославского пехотного полка, в котором он занимал должность полковника. С 1785 года Александр де Лицын был женат на княгине Анне Александровне Грузинской, дочери грузинского царевича Александра Бакаровича Багратион-Грузинского. Она следовала за мужем в его военных походах в русско-турецкой войне 1787–1791 годов. К сожалению, брак, как и жизнь Александра де Лицына, продлились недолго — он был тяжело ранен при штурме Очакова в декабре 1788 года, и в следующем году скончался.
Портрет Александра Александровича де Лицына — одна из двух хранящихся в музее оригинальных работ швейцарского художника-пастелиста Иоханна Барду. В России пастельный портрет долгое время считался занятием иностранных художников: русских пастелистов XVIII века, помимо Гавриила Ивановича Скородумова, практически не было. Этот вид искусства получил более широкое распространение во второй половине XVIII века. В основном, пастель применяли для исполнения камерных портретов. В числе тех, кто отдавал дань уважения таким работам, были знаменитые русские портретисты Дмитрий Григорьевич Левицкий и Федор Степанович Рокотов.
Биография и произведения художника Иоханна Барду почти не изучены. Известно, что он обучался в Берлинской академии художеств, а с 1780-х годов работал в России. Писал в основном произведения небольших размеров в форме восьмиугольника.
Из работ Барду особенно известны портреты императрицы Екатерины II и князя Александра Михайловича Голицына, написанные им в 1775 году в Варшаве.