Майор Виталий Закруткин изображен в профиль, сидящим на камне, в военной форме, без головного убора, в очках, с планшетом через плечо. Он сидит на холме, с которого открывается вид на реку. Над ним по небу плывут облака.
Портрет Виталия Закруткина на берегу Дона написан художником Леонидом Ежовым, фронтовым другом писателя. Этот портрет является этюдом к картине Ежова «Майор В.А. Закруткин», которую художник собирался посвятить писателю в год его 70-летнего юбилея.
Виталий Александрович изображен на портрете в военной форме не случайно: автор прекрасно знал судьбу писателя, который в августе 1941 года добровольцем ушел на фронт, участвовал в боях на Кавказском фронте, в освобождении Украины, Белоруссии, штурмовал Берлин и лишь в конце мая 1945 года прибыл домой, на Дон. Художник изобразил на лице писателя и волнение, и радость, и надежду на прекрасное будущее. Мечтая о нем, Виталий Александрович никогда не забывал о прошедшей войне, которая оставила глубокий след в его душе. Воспоминания о ней не покидали Закруткина до конца жизни. Ежов говорил о том, что Закруткин ни в одной беседе не мог обойти тему войны и признавался, что в творчестве его преобладали две темы: «человек на земле» и «человек против войны». С вдохновением и надеждой делился Закруткин мечтами о том, что после этой страшной войны мир изменится и станет совершеннее.
Писатель, бывший военный корреспондент, создавал книги о прошлых сражениях, о героях, которые рядом с ним шли в бой, совершали подвиги во имя победы над фашизмом.
Среди таких книг — «Кавказские записки», «Дорогами большой войны», рассказы «Замок Шонинг» и «Пятый патрон», «Подсолнух» и многие другие. Повесть-притчу «Матерь человеческая» автор посвятил женщинам, которые встали на защиту Отечества, поддерживая мужчин, сохраняя жизнь и любовь на земле.