В коллекции музея-заповедника хранится образец Касимовской распашной поневы конца XIX века. Она выполнена в технике двойного ткачества: внешняя нить из плотной шерстяной ткани образовывала верхний слой ткани в крупную багрово-красную и темно-синюю клетку, а белая конопляная нить — геометрический узор и изнанку.
Понева была обязательным элементом женского крестьянского костюма в южных регионах России. Ее изготавливали из домотканой шерсти красного, черного или синего цвета и дополнительно украшали геометрическим или растительным орнаментом.
Изначально эту деталь костюма надевали девушки в период сватовства, когда они только готовились стать невестами. Но в конце XIX — начале ХХ века девушки все чаще стали носить сарафаны до замужества, а поневу надевали после свадьбы. В разных деревнях и селах поневы различались деталями. Исследователи считают, что по цвету изделия, размеру клетки, способу ношения и украшениям на юбке можно было определить, откуда женщина родом.
Существовало несколько видов поневы. Распашная понева напоминала фартук и состояла из трех шерстяных или полушерстяных горизонтальных полотнищ, которые частично сшивали между собой. Верхний край одежды закрепляли на талии с помощью пояса-шнура, который называли гашником.
В большинстве уездов Рязанской губернии носили другой вид поневы — «глухую». Она больше напоминала юбку и имела четвертое, дополнительное полотнище — «прошву» — из более легкой нешерстяной ткани.
Юбки различались по расцветке, технике изготовления ткани и орнаменту. Например, в Мещерском районе на севере Рязанской губернии женщины предпочитали праздничные поневы с особым орнаментом из тяжелой бранной ткани — так называли узорчатый материал, который ткали с помощью нитей разных цветов. Будничная понева, распространенная в Касимовском уезде, была темно-синего цвета в белую или цветную клетку.
Одним из самых популярных способов носить поневу был метод «с подтыком». Снаружи углы одежды с обеих сторон загибали кверху и засовывали за пояс, чтобы сзади получился «кулек» — несимметричный треугольный мешок. Так юбка не мешалась во время работы. Также верх поневы подворачивали на праздниках, чтобы показать богато вышитый подол рубахи.
Понева была обязательным элементом женского крестьянского костюма в южных регионах России. Ее изготавливали из домотканой шерсти красного, черного или синего цвета и дополнительно украшали геометрическим или растительным орнаментом.
Изначально эту деталь костюма надевали девушки в период сватовства, когда они только готовились стать невестами. Но в конце XIX — начале ХХ века девушки все чаще стали носить сарафаны до замужества, а поневу надевали после свадьбы. В разных деревнях и селах поневы различались деталями. Исследователи считают, что по цвету изделия, размеру клетки, способу ношения и украшениям на юбке можно было определить, откуда женщина родом.
Существовало несколько видов поневы. Распашная понева напоминала фартук и состояла из трех шерстяных или полушерстяных горизонтальных полотнищ, которые частично сшивали между собой. Верхний край одежды закрепляли на талии с помощью пояса-шнура, который называли гашником.
В большинстве уездов Рязанской губернии носили другой вид поневы — «глухую». Она больше напоминала юбку и имела четвертое, дополнительное полотнище — «прошву» — из более легкой нешерстяной ткани.
Юбки различались по расцветке, технике изготовления ткани и орнаменту. Например, в Мещерском районе на севере Рязанской губернии женщины предпочитали праздничные поневы с особым орнаментом из тяжелой бранной ткани — так называли узорчатый материал, который ткали с помощью нитей разных цветов. Будничная понева, распространенная в Касимовском уезде, была темно-синего цвета в белую или цветную клетку.
Одним из самых популярных способов носить поневу был метод «с подтыком». Снаружи углы одежды с обеих сторон загибали кверху и засовывали за пояс, чтобы сзади получился «кулек» — несимметричный треугольный мешок. Так юбка не мешалась во время работы. Также верх поневы подворачивали на праздниках, чтобы показать богато вышитый подол рубахи.