В середине XI века к границам Руси с юго-востока двинулось кочевое племя половцев. Выйдя к реке Северский Донец, одному из наиболее крупных притоков Дона, кочевники стали совершать набеги на русские города и села. Разграбив их, орды кочевников забирали в плен женщин, детей, ремесленников и землевладельцев. Борьба русских князей с половцами растянулась на несколько столетий.
Кочевой образ жизни этого народа затруднял ученым их изучение. Исследователи встретили сложности с определением быта, обычаев и даже географии расселения половцев. Именно поэтому каменные статуи, половецкие каменные изваяния XII–XIII веков (или «бабы»), иногда в рост человека и даже выше, сделанные из серого песчаника, обладают особой ценностью.
Каменные статуи половцы делали как женскими, так и мужскими. Русское название «баба», которое присвоили этим изваяниям, произошло от тюркского «балбал», то есть пращур или предок. Памятники ставили конкретным знатным людям племени. Это могли быть вожди и их жены, похороненные под насыпями. Им приносили в жертву как животных, так и людей.
Каменные статуи, вероятно, изготавливали бродячие ремесленники. Некоторые особенно умелые мастера могли достаточно детально показать черты лица, фигуру и одежду покойного. В конце работы каменное изваяние тщательно зашлифовывали, а после — раскрашивали.
На высоких насыпях, сооружаемых на самых заметных в степи точках, половцы устраивали площадки для языческих святилищ. Там кочевники устанавливали антропоморфные каменные изваяния по одиночке или группами. Места, где «баб» больше, археологи определили как локации временного обитания половцев. Больше всего их было в Луганской и Донецкой областях. В XII–XIII веках в границы Половецкой земли входила и большая часть территории Воронежского края.