Эта скульптурная группа принадлежала семье Егора Ивановича Герцена — сводного брата писателя по отцу. На цилиндрическом постаменте — изображение Поля и Виргинии, двух идущих в обнимку персонажей одноименной повести Жака-Анри Бернардена де Сен-Пьера. Постамент декорирован рельефным изображением пальмы.
Повесть-притча о трагических любви двух детей впервые была опубликована в 1788 году в рамках философского трактата Сен-Пьера «Этюды о природе». Произведение считается ярким примером сентиментализма в литературе. В России XIX века, как и в других европейских странах того времени, повесть пользовалась большой популярностью. В 1793 году она была напечатана страницах журнала «Чтение для вкуса, разума и чувствований», а затем вышла отдельным изданием в московской Университетской типографии. Книга оказала значительное влияние на отечественного читателя.
Как указывает исследовательница Анна Белова, «для провинциальных дворянок-сестер первой половины XIX века, живших в сельской усадьбе, вместе воспитывавших своих детей и приучавших их с детства к тесному родственному общению, могли казаться привлекательными некоторые идеи французского сентиментализма, в том числе и нашедшие отражение в романе Бернардена де Сен-Пьера, а именно: тихая деревенская идиллия, жизнь на лоне природы вдали от „цивилизации“ и светского общества, особое влияние матери на становление личности ребёнка, человеколюбие и приверженность добродетели».
В начале XIX века считалось модным называть детей именами главных геров. В честь героев повести даже воздвигли памятник на острове Маврикий, были выпущены юбилейные монеты и марки. Повесть вдохновляла многих художников на написание картин и создание скульптур.
Поэт Константин Батюшков так описал впечатление
от книги: