В Дагестане, самыми интересными, прежде всего своей абсолютной индивидуальностью орнаментального решения, стали вышивки, производившиеся в XVII–XIX вв. (а по преданиям, начиная с XVI века). Первым обратил на них внимание известный кавказовед Е.М. Шиллинг, и назвал их «кайтагскими». В узорах здесь довольно отчетливо читаются солярные мотивы, тотемы, изображающие животных, птиц, человека. Все они, представляют собой рассказ и особое пожелание к конкретному случаю (к сожалению, в наши дни язык этих «рассказов» утерян). Их можно увидеть и на петроглифах, и в резьбе на деревянных порталах старых зданий, и на опорных столбах мечетей, и на могильных плитах, а также на множестве бытовых изделий.
Такие вышивки, всегда передавались в семье по наследству по мужской линии. Их использовали в свадебном и похоронно-поминальном обрядах, они служили оберегами — ими покрывали люльку с младенцем, причем всегда обязательно узором внутрь, так, чтобы вышивка своими магическими знаками защищала ребенка от «нечистой силы».
Такие вышивки, всегда передавались в семье по наследству по мужской линии. Их использовали в свадебном и похоронно-поминальном обрядах, они служили оберегами — ими покрывали люльку с младенцем, причем всегда обязательно узором внутрь, так, чтобы вышивка своими магическими знаками защищала ребенка от «нечистой силы».