Покровец — матерчатый плат, которым накрывают дискос и потир со Святыми Дарами. Традиция использовать покровы во время богослужения зародилась на заре христианства. Тогда службы часто проводились на открытом воздухе, а освященные «платы» (обработанные куски материи) выполняли практические функции и защищали Святые дары от мошек, солнца и пыли.
Дискос — блюдо на подставке особой формы, символизирующее ясли, в которые был положен младенец Иисус при рождении. Еще одно значение предмета — церковь как опора веры. Священник помещает на блюдо частицы просфоры во время проскомидии — первой части литургии византийского христианского обряда.
Потир — чаша с высокой ножкой и широким основанием для вина, которое во время богослужения претворяется в Кровь Христову. Сосуд часто изготавливают из драгоценных металлов и украшают самоцветными камнями. Потир служит символом той чаши, которую Иисус предложил своим ученикам на Тайной Вечере.
В древности сосуды накрывали только малыми платами. В V веке в церковных службах начали использовать большой покров, который называется «воздух». Он выполняет символическое назначение и накладывается поверх малых покровов после проскомидии. В XII веке появилась традиция украшать литургические комплекты богатой вышивкой.
«Воздух», хранящийся в Мордовском краеведческом музее, не совсем обычен по иконографии. На четырехугольном плате изображены две композиции: «Се агнец» и «Голгофа». Это единственный известный историкам элемент литургического комплекта с такими сюжетами.
В верхней части почти квадратного плата вышиты стоящие во весь рост ангелы. В руках они держат рипиды — изображения херувимов в круге на длинной ручке, которые с древности использовали как элемент богослужения при совершении таинства Святого Причастия. Под рипидами — Младенец Христос, сложивший пальцы в двуперстном знамении.
Божественное дитя возлежит в чаше под звездицей — церковной утварью, символизирующей Вифлеемскую звезду. Под основанием чаши — Голгофа с копием, тростью и головой Адама. Центральная часть покрова отделана каймой из серого шелка, по краям нашита металлизированная тесьма, которую специалисты датируют XIX веком. Такое оформление очень необычно и не находит аналогов среди известных литургических предметов такого плана. Подкладка из белой хлопчатобумажной ткани добавлена уже в более позднее время.
Вышивка выполнена шелковыми, золотными и серебряными нитями. Для личного мастера использовали светлый шелк охристо-серого оттенка, доличное выполнено золотом и серебром. Складки на одеяниях ангелов выделены черным цветом.
На воздухе выполнены шитые надписи:
— над головами ангелов под титлами: «АГ[Г]ЛИ» «Г[С]ДНИ»;
— над рипидами: «херувимы»;
— над Христом в чаше: «IИС» «ХС»;
— под чашей: «ЦРЬ» «СЛВЫ»;
— у креста: «Iис», «хс»; у копия и трости: «КАПИЕ», «ТРОСТЬ»;
— под второй перекладиной креста: «НИ» «КА»; «М Л Р Б» («место лобное рай бысть»), «Г Г» («гора Голгофа»), «А Г» («Адамова голова»).
Вышивка на памятнике характерна для техники второй половины XVII века, но есть и необычные элементы — компоновка разных видов швов на ризах ангелов, призванная создать ощущение объемности одеяний.
Дискос — блюдо на подставке особой формы, символизирующее ясли, в которые был положен младенец Иисус при рождении. Еще одно значение предмета — церковь как опора веры. Священник помещает на блюдо частицы просфоры во время проскомидии — первой части литургии византийского христианского обряда.
Потир — чаша с высокой ножкой и широким основанием для вина, которое во время богослужения претворяется в Кровь Христову. Сосуд часто изготавливают из драгоценных металлов и украшают самоцветными камнями. Потир служит символом той чаши, которую Иисус предложил своим ученикам на Тайной Вечере.
В древности сосуды накрывали только малыми платами. В V веке в церковных службах начали использовать большой покров, который называется «воздух». Он выполняет символическое назначение и накладывается поверх малых покровов после проскомидии. В XII веке появилась традиция украшать литургические комплекты богатой вышивкой.
«Воздух», хранящийся в Мордовском краеведческом музее, не совсем обычен по иконографии. На четырехугольном плате изображены две композиции: «Се агнец» и «Голгофа». Это единственный известный историкам элемент литургического комплекта с такими сюжетами.
В верхней части почти квадратного плата вышиты стоящие во весь рост ангелы. В руках они держат рипиды — изображения херувимов в круге на длинной ручке, которые с древности использовали как элемент богослужения при совершении таинства Святого Причастия. Под рипидами — Младенец Христос, сложивший пальцы в двуперстном знамении.
Божественное дитя возлежит в чаше под звездицей — церковной утварью, символизирующей Вифлеемскую звезду. Под основанием чаши — Голгофа с копием, тростью и головой Адама. Центральная часть покрова отделана каймой из серого шелка, по краям нашита металлизированная тесьма, которую специалисты датируют XIX веком. Такое оформление очень необычно и не находит аналогов среди известных литургических предметов такого плана. Подкладка из белой хлопчатобумажной ткани добавлена уже в более позднее время.
Вышивка выполнена шелковыми, золотными и серебряными нитями. Для личного мастера использовали светлый шелк охристо-серого оттенка, доличное выполнено золотом и серебром. Складки на одеяниях ангелов выделены черным цветом.
На воздухе выполнены шитые надписи:
— над головами ангелов под титлами: «АГ[Г]ЛИ» «Г[С]ДНИ»;
— над рипидами: «херувимы»;
— над Христом в чаше: «IИС» «ХС»;
— под чашей: «ЦРЬ» «СЛВЫ»;
— у креста: «Iис», «хс»; у копия и трости: «КАПИЕ», «ТРОСТЬ»;
— под второй перекладиной креста: «НИ» «КА»; «М Л Р Б» («место лобное рай бысть»), «Г Г» («гора Голгофа»), «А Г» («Адамова голова»).
Вышивка на памятнике характерна для техники второй половины XVII века, но есть и необычные элементы — компоновка разных видов швов на ризах ангелов, призванная создать ощущение объемности одеяний.
Особенности надписей свидетельствуют о том, что данный предмет выполнен после реформ патриарха Никона 1653 года — написание имени Христа с двумя буквами «И». Двуперстное крестное знамение правой руки Богомладенца, можно попытаться объяснить некритичным использованием некоего дониконовского образца, что помогает определить датировку. Еще точнее можно сказать, что предмет был создан между 1653 и 1667 годами — временем, когда на двуперстие и старые обряды были наложены окончательные «прещения» и клятвы (окончательно сняты только в 1971 году).