Икона является частью коллекции из Свято-Никольской церкви села Ковда — старинного поморского поселения, известного торгового порта Беломорья, первые упоминания о котором относятся к XIV веку. До настоящего времени в Ковде сохранился храмовый комплекс (Никольская церковь и колокольня) — памятник северной деревянной архитектуры. Иконостас церкви в Ковде был создан в начале XVII века в едином стиле и, вероятно, мастерами, присланными Соловецким монастырем. В дальнейшем местные жители жертвовали церкви домашние иконы, привезенные из разных областей.
После закрытия храма в 1960 году часть икон была распределена по музеям Северо-Запада. Остальные почти 30 лет оставались в холодном сыром помещении недействующей церкви и пришли в аварийное состояние. Наконец после реставрации 1992–1994 годов произведения были переданы в недавно созданный Мурманский областной художественный музей. Одна из них — икона «Покров Пресвятой Богородицы» в кратком иконографическом изводе. Иконография Покрова имеет два самостоятельных направления: новгородское и суздальское (среднерусское). Икона из собрания музея относится к суздальскому изводу и имеет некоторые отличия. Например, покров располагается на руках Богоматери, а все действие происходит не внутри храма, а на фоне многочисленных церковных построек. В нашем случае это постройки с двускатной крышей и круглая купольная церковь. Считается, что подобные изображения воспроизводят очертания Влахернского храма близ дворца императора в Константинополе, где и случилось событие, детально передаваемое иконописцем.
В основе сюжета лежит история из жития Андрея Юродивого о чудесном явлении Богоматери во время службы в константинопольском Влахернском храме, где хранилась ее риза. Событие произошло в 910 году во время осады города врагами, когда народ во главе с патриархом и императором собрался на молитву о заступничестве. В знак покровительства и защиты Богородица простерла над молящимися Свой покров.
Сама икона небольшого формата, выполнена в теплых золотисто-коричневых и красных тонах с акцентами темных цветов в одеждах ключевых фигур композиции.
После закрытия храма в 1960 году часть икон была распределена по музеям Северо-Запада. Остальные почти 30 лет оставались в холодном сыром помещении недействующей церкви и пришли в аварийное состояние. Наконец после реставрации 1992–1994 годов произведения были переданы в недавно созданный Мурманский областной художественный музей. Одна из них — икона «Покров Пресвятой Богородицы» в кратком иконографическом изводе. Иконография Покрова имеет два самостоятельных направления: новгородское и суздальское (среднерусское). Икона из собрания музея относится к суздальскому изводу и имеет некоторые отличия. Например, покров располагается на руках Богоматери, а все действие происходит не внутри храма, а на фоне многочисленных церковных построек. В нашем случае это постройки с двускатной крышей и круглая купольная церковь. Считается, что подобные изображения воспроизводят очертания Влахернского храма близ дворца императора в Константинополе, где и случилось событие, детально передаваемое иконописцем.
В основе сюжета лежит история из жития Андрея Юродивого о чудесном явлении Богоматери во время службы в константинопольском Влахернском храме, где хранилась ее риза. Событие произошло в 910 году во время осады города врагами, когда народ во главе с патриархом и императором собрался на молитву о заступничестве. В знак покровительства и защиты Богородица простерла над молящимися Свой покров.
Сама икона небольшого формата, выполнена в теплых золотисто-коричневых и красных тонах с акцентами темных цветов в одеждах ключевых фигур композиции.