Покров Богоматери
Время создания
конец XVIII века
Размер
47,5x33,5x0,8 см
47,5х33,5х0,8 см
47,5х33,5х0,8 см
Техника
темперная живопись
Выставка
2
Открыть в приложении#1
Покров Богоматери
#2
#4
«Покров Богоматери» — одна из лучших икон Палеха конца XVIII века.
#5
Символика иконы выросла из цикла иллюстраций к Акафисту Богоматери — это важнейшее церковное песнопение, славящее святую. Он начинается словами, которые можно перевести на современный русский язык как «Обороняющей нас Военачальнице за избавление от страшных бед учреждаем Тебе торжества…».
#6
С иконографией Покрова связана чудесная история, которая описана в Житии Андрея Юродивого. Однажды во время всенощной службы во Влахернском храме он вместе с учеником увидел Богородицу. Пресвятая Дева шла по воздуху, окруженная ангелами и сонмом святых. Сняв с себя мафорий (то есть, головной покров), она простёрла его над молящимися. Считается, что Её явление означало спасение жителей города от нашествия вражеских войск.
#7
В русской традиции мастера-иконописцы по-разному изображали чудо с Покровом. Некоторые иконы, в основном новгородские, показывают события всенощной службы. В них Святая Дева является людям в сопровождении Иоанна Богослова и Иоанна Предтечи, а также других святых в белых ризах.
#8
В ростово-суздальской и московской традиции Богоматерь с Покровом в руках изображают на фоне храма.
#9
Икона палехского мастера принадлежит к московской традиции. Художник изобразил героев не в действиях, а в состоянии похвального предстояния. Предстоянием называется древняя иконографическая схема, где молящиеся обращены к Божественной фигуре с жестом «адорации» — моления.
#10
Автор построил композицию на вертикальных ритмах и строгой симметрии. Он изобразил Богородицу на втором ярусе композиции. Справа и слева от неё стоят святые. Мастер запечатлел их фигуры в свободных поворотах, но их лики печальны и возвышены. Такое решение придало иконе особое, торжественное звучание.
#11
Художник изобразил среди персонажей Романа Сладкопевца — автора гимнов, посвящённых Богородице. Но известно, что гимнограф жил задолго до «влахернского чуда», поэтому его образ в иконе нарушил принцип историзма. Также, автор изобразил и фигуру патриарха Тарасия, который выступал против иконоборцев на VII Вселенском соборе (что тоже не соответствует по времени явлению Богоматери). Так, изображённый на иконе момент воспринимают как чудо, а не как историческое событие.
#12
По своему стилю икона «Покров Богоматери» входит в единый ансамбль с «Акафистом Спасителю» и «Акафистом Богоматери» — иконами 1770-х годов, созданными для палехского Крестовоздвиженского храма. Их объединяет белый фон, тёмно-оливковые поля, растительный белильный орнамент на архитектурных палатах. Похож и способ создания объемов у фигур — в основном они выполнены цветными пробела́ми холодного светло-бирюзового оттенка.
#13
Однако несколько особенностей говорят о том, что «Покров» относится к более позднему этапу иконописи Палеха. Это заметно по более жесткому характеру рисунка, по ослабленной белилами цветовой гамме, а также по новым архитектурным формам с явно выраженными ордерными элементами.
#14
Министерство культуры Российской Федерации
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Покров Богоматери
Время создания
конец XVIII века
Размер
47,5x33,5x0,8 см
47,5х33,5х0,8 см
47,5х33,5х0,8 см
Техника
темперная живопись
Выставка
2
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться