#1
Уильям Аллан
Похищение черкешенки
#6
#2
В 1836 году Уильям Аллан (1782–1850) возглавил Королевскую шотландскую академию изящных искусств, а еще через шесть лет заслужил титул баронета. Но до этого он был никому не известным живописцем, который отправился на поиски счастья и вдохновения в Россию. Она представлялась Аллану страной, где он мог бы наконец раскрыть свои таланты. В Петербурге художник познакомился с шотландскими миссионерами, которые работали на Кавказе, в Крыму и в Прикаспийских степях. В составе одной из миссий он впервые очутился на Северном Кавказе.
Во время этого путешествия Аллан делал зарисовки и написал несколько полноценных произведений на сюжеты из жизни черкесов, башкир и татар. Среди них — «Черкесский вождь продает турецкому паше пленных соседних племен», «Татарские бандиты, делящие добычу» и другие работы. В поездке художник внимательно изучал быт, национальные костюмы и обычаи кавказских народов.
Во время этого путешествия Аллан делал зарисовки и написал несколько полноценных произведений на сюжеты из жизни черкесов, башкир и татар. Среди них — «Черкесский вождь продает турецкому паше пленных соседних племен», «Татарские бандиты, делящие добычу» и другие работы. В поездке художник внимательно изучал быт, национальные костюмы и обычаи кавказских народов.
Также ему удалось собрать богатейшую коллекцию оружия и бытовой утвари, которая помогла в деталях воссоздать на полотнах колорит Кавказа. Современники Аллана вспоминали, что в его мастерской можно было увидеть черкесские луки, кольчуги, кинжалы, охотничьи ружья, тюрбаны и множество других экзотических вещей.
#3
«Башкиры». Источник: wikipedia.org
#7
Работа над картиной
#4
Над картиной «Похищение черкешенки» художник работал в 1815 году, после возвращения в Эдинбург. Сюжетом стала романтическая история двух влюбленных — Гаслама-Гирея и красавицы Миры, дочери Мурадин-Бея. Эту историю Аллану рассказал сам Гаслам, с которым художник познакомился в 1808 году на Кавказе.
С раннего детстве Гаслам-Гирей жил в доме своего дальнего родственника Мурадин-Бея. В 1806 году уже взрослый юноша влюбился в дочь своего покровителя. Мурадин-Бей отказался выдать Миру замуж за Гаслама — тот был слишком беден. Влюбленные решили сбежать в Крым, на земли предков Гаслама, и им это удалось. Люди Мурадин-Бея не сумели догнать беглецов.
Аллан написал момент переправы влюбленных через Кубань. Как и многие мастера в начале XIX века, Аллан был увлечен идеями романтизма. Поэтому герои картины едва ли напоминают реальных жителей Кавказа. Нетрудно заметить, что у девушки типичное европейское лицо и светлые глаза. Она изображена одетой в легкий наряд с декольте и обнаженными руками. Образ похитителя также идеализирован. Он не похож на бравого горца — скорее на рафинированного английского джентльмена.
Следуя романтической традиции, Аллан стремился создать выразительный экзотический пейзаж. Мир природы, как и сама сцена похищения, выглядит необыкновенно торжественно. Особое внимание художник уделил эмоциональной составляющей сюжета — поза и жесты героини исполнены драматизма.
С раннего детстве Гаслам-Гирей жил в доме своего дальнего родственника Мурадин-Бея. В 1806 году уже взрослый юноша влюбился в дочь своего покровителя. Мурадин-Бей отказался выдать Миру замуж за Гаслама — тот был слишком беден. Влюбленные решили сбежать в Крым, на земли предков Гаслама, и им это удалось. Люди Мурадин-Бея не сумели догнать беглецов.
Аллан написал момент переправы влюбленных через Кубань. Как и многие мастера в начале XIX века, Аллан был увлечен идеями романтизма. Поэтому герои картины едва ли напоминают реальных жителей Кавказа. Нетрудно заметить, что у девушки типичное европейское лицо и светлые глаза. Она изображена одетой в легкий наряд с декольте и обнаженными руками. Образ похитителя также идеализирован. Он не похож на бравого горца — скорее на рафинированного английского джентльмена.
Следуя романтической традиции, Аллан стремился создать выразительный экзотический пейзаж. Мир природы, как и сама сцена похищения, выглядит необыкновенно торжественно. Особое внимание художник уделил эмоциональной составляющей сюжета — поза и жесты героини исполнены драматизма.
#5
В Россию эта работа попала благодаря великому князю Николаю Павловичу, будущему императору. Путешествуя по Британии в 1816 году, он заехал в Эдинбург и посетил мастерскую художника. Работы Аллана поразили великого князя, и он приобрел у художника три картины.
#8
ДМИИ им. П.С. Гамзатовой
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Похищение черкешенки
Время создания
1815 год
Размер
88x70 см
Техника
Дерево, масло
2
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться