В коллекции музея есть очень необычный экспонат — погребение. Значительная часть курганов Новокумакского могильника возведены были во второй половине II тысячелетия до нашей эры населением алакульской культуры, одной из характерных особенностей которой было использования камня для погребальных камер и надмогильных сооружений. В соответствии с алакульскими традициями для погребения сооружали ямы, обкладывали и закрывали их каменными плитами, сооружая таким образом своеобразный каменный ящик. В надмогильном сооружении камень применялся в виде плит, поставленных по кругу, или сооружалась круглая каменная выкладка. Для закрепления каменной конструкции пространство вокруг них заполняли земляными блоками или закрывали небольшой насыпью. Курганы использовались многократно. Основное погребение располагалось в центре. Вокруг него сооружалось каменное кольцо. По мере необходимости по периферии кольцеобразно вокруг центрального погребения располагались впускные захоронения.
Умерших хоронили по обряду ингумации скорчено (поза адорации), чаще всего на левом боку. Есть несколько объяснений подобного положения. Долгое время это объясняли тем, что люди представляли смерть подобно сну. Чаще всего человек спит в этой позе. По мнению Елены Ефимовны Кузьминой алакульские захоронения можно сравнить с описанием погребения в ведических текстах, где говорится, что умерший возродится к новой жизни — значит, скорченная поза — это поза младенца в утробе матери. В настоящее время многие специалисты придерживаются мнения, что это поза поклонения (адорации) божествам. Чтобы придать умершему необходимую позу, его связывали.
В основном совершались индивидуальные захоронения, но встречаются и парные или захоронения двух взрослых и ребёнка. В парных захоронениях очень часто это мужчина и женщина. Они лежат лицом друг к другу. Кузьмина видит в этом очень раннее отражение индоиранского обычая сати, когда жена после смерти мужа добровольно уходит из жизни.
Веря в загробную жизнь, алакульцы помещали рядом с умершим вещи, которые могли пригодиться в потустороннем мире. Чаще всего в алакульских могилах обычно помещено два-три сосуда в изголовье умершего. Специалисты предполагали, что в них была пища, предназначенная для усопшего.
Елена Ефимовна Кузьмина считала, что аналогично древним ариям жертвы приносятся не только и даже не столько саму усопшему, сколько всем ранее усопшим предкам во главе с царём царства мёртвых. Их многочисленными призывами (поза адорации) приглашают слететь на землю, усесться на расстеленную солому и вкусить приготовленные для них кушанья. При этом напоминали, чтобы те не забыли поблагодарить жертвователей, послав им в награду скот и здоровое потомство.
Умерших хоронили по обряду ингумации скорчено (поза адорации), чаще всего на левом боку. Есть несколько объяснений подобного положения. Долгое время это объясняли тем, что люди представляли смерть подобно сну. Чаще всего человек спит в этой позе. По мнению Елены Ефимовны Кузьминой алакульские захоронения можно сравнить с описанием погребения в ведических текстах, где говорится, что умерший возродится к новой жизни — значит, скорченная поза — это поза младенца в утробе матери. В настоящее время многие специалисты придерживаются мнения, что это поза поклонения (адорации) божествам. Чтобы придать умершему необходимую позу, его связывали.
В основном совершались индивидуальные захоронения, но встречаются и парные или захоронения двух взрослых и ребёнка. В парных захоронениях очень часто это мужчина и женщина. Они лежат лицом друг к другу. Кузьмина видит в этом очень раннее отражение индоиранского обычая сати, когда жена после смерти мужа добровольно уходит из жизни.
Веря в загробную жизнь, алакульцы помещали рядом с умершим вещи, которые могли пригодиться в потустороннем мире. Чаще всего в алакульских могилах обычно помещено два-три сосуда в изголовье умершего. Специалисты предполагали, что в них была пища, предназначенная для усопшего.
Елена Ефимовна Кузьмина считала, что аналогично древним ариям жертвы приносятся не только и даже не столько саму усопшему, сколько всем ранее усопшим предкам во главе с царём царства мёртвых. Их многочисленными призывами (поза адорации) приглашают слететь на землю, усесться на расстеленную солому и вкусить приготовленные для них кушанья. При этом напоминали, чтобы те не забыли поблагодарить жертвователей, послав им в награду скот и здоровое потомство.