В экспозиции представлен подзор на кровать, который был создан вручную и принадлежал Голубенковой Валентине Семёновне из села Балман, что находится в Куйбышевском районе Новосибирской области. Этот предмет украшен изысканной вышивкой в технике «ришелье» с узором в виде крупных цветов. Техника «ришелье» создает кружевной орнамент путём обмётывания контуров и вырезания промежутков. В результате получается тонкое и изящное кружево.
Подзор — это полоска ткани с вышивкой или кружевом, пришитая к одному из длинных краёв простыни. Когда постель застелена, подзор остаётся открытым и свисает над полом.
Точная дата появления подзоров неизвестна. Первое упоминание относится к 1701 году. Возможно, традиция украшать подзоры сложной вышивкой пришла в крестьянские дома из помещичьих усадеб, а помещики переняли её с Запада.
Изначально подзоры были элементом свадебной церемонии и входили в приданое невесты.
Подзоры выполняли не только декоративную, но и практическую функцию. Кровати в те времена были высокими, до метра, и под ними оставалось много свободного пространства. Его заполняли сундуками, ларями и корзинами. Подзор закрывал эти хозяйственные предметы, выполняя роль своеобразной двери.
Вышивка на подзорах была разнообразной: геометрические и растительные орнаменты, птицы, животные, женские фигуры, изображения мирового древа и мифологических существ.
В 1950-х годах в СССР подзоры шили из бязи, мадаполама, льна и полульняных тканей. Их украшали вышивкой, кружевом, прошивками и другими декоративными элементами.
Застелить кровать тогда было настоящим искусством.
Процесс начинался с проветривания постели после ночного сна. Затем поверх простыни аккуратно складывали одеяло, иногда несколько, чтобы не было складок. Подзор укладывали так, чтобы его верхняя часть (без кружев) проходила вдоль всей длины кровати, начиная от середины или ближе к краю, если одеял было много. Нижняя кружевная часть опускалась почти до пола, скрывая чемоданы с вещами, которые готовились к переделке. Зимой там хранились летние вещи, а летом — зимние, хотя для зимних обычно использовали сундуки с нафталином.
Завершающим штрихом была застилание кровати покрывалом, при этом кружева подзора оставались видимыми. Финальным аккордом служили взбитые и красиво уложенные подушки, накрытые специальными накидками.