Главный герой представленной в экспозиции картины, Архип Архипович Осипов, был крепостным крестьянином и оказался в Крымском пехотном полку в 1820 году как рядовой рекрут. На втором году службы бежал, был судим и приговорен к однократному прохождению сквозь строй в 1000 человек, однако в последующие годы показал себя отличным солдатом. Был отмечен наградной рукавной нашивкой на рукаве и серебряными медалями.
С 1834 года Осипов нес службу в Тенгинском пехотном полку под началом штабс-капитана Николая Константиновича Лико, который был известен строгостью и справедливостью характера, пользовался уважением нижних чинов.
20 марта 1840 года в Михайловское — укрепление в долине реки Вулан — ворвался одиннадцатитысячный отряд горцев. Прорыву предшествовал двухдневный кровопролитный бой, в котором были убиты почти все защитники укрепления.
Идея взрыва порохового склада принадлежала самому рядовому Осипову. Согласовав операцию с Лико и простившись с товарищами, он выполнил свое намерение. Запалив порох при помощи артиллерийского пальника, он взорвал себя вместе с пороховым погребом и всем укреплением. Около 3000 горцев погибли от взрыва, остальные отступили. Тяжело раненный, Николай Лико в скором времени скончался в плену у горцев от гангрены в раненой ноге.
Выжившие сослуживцы Осипова передали Николаю I последние слова героя: «Пора, братцы! Кто останется жив — помните мое дело!». Император исполнил эту последнюю волю. Имя «первого рядового» было закреплено в списках его части. На перекличках следующий по списку рядовой обязан был рапортовать «за Осипова»: «Погиб во славу русского оружия в укреплении Михайловском». Впервые в военной истории России отличившийся воин навеки посмертно оставался в своей части.
В 1876 году по распоряжению кавказского наместника князя Михаила Николаевича на месте подвига воздвигли чугунный крест так, чтобы его видели со следующих мимо морских судов.
В 1889 году казачью станицу Вуланскую на месте бывшего укрепления переименовали в Архипо-Осиповку.
Автор представленного полотна Александр Алексеевич Козлов (1816–1884) — живописец и офортист. Главных героев своей картины он изобразил в профиль к зрителю. Это объясняется не только сюжетом картины. За неимением каких-либо портретных изображений рядового Архипа Осипова и штабс-капитана Лико художник писал лица, ориентируясь на их словесные описания.
С 1834 года Осипов нес службу в Тенгинском пехотном полку под началом штабс-капитана Николая Константиновича Лико, который был известен строгостью и справедливостью характера, пользовался уважением нижних чинов.
20 марта 1840 года в Михайловское — укрепление в долине реки Вулан — ворвался одиннадцатитысячный отряд горцев. Прорыву предшествовал двухдневный кровопролитный бой, в котором были убиты почти все защитники укрепления.
Идея взрыва порохового склада принадлежала самому рядовому Осипову. Согласовав операцию с Лико и простившись с товарищами, он выполнил свое намерение. Запалив порох при помощи артиллерийского пальника, он взорвал себя вместе с пороховым погребом и всем укреплением. Около 3000 горцев погибли от взрыва, остальные отступили. Тяжело раненный, Николай Лико в скором времени скончался в плену у горцев от гангрены в раненой ноге.
Выжившие сослуживцы Осипова передали Николаю I последние слова героя: «Пора, братцы! Кто останется жив — помните мое дело!». Император исполнил эту последнюю волю. Имя «первого рядового» было закреплено в списках его части. На перекличках следующий по списку рядовой обязан был рапортовать «за Осипова»: «Погиб во славу русского оружия в укреплении Михайловском». Впервые в военной истории России отличившийся воин навеки посмертно оставался в своей части.
В 1876 году по распоряжению кавказского наместника князя Михаила Николаевича на месте подвига воздвигли чугунный крест так, чтобы его видели со следующих мимо морских судов.
В 1889 году казачью станицу Вуланскую на месте бывшего укрепления переименовали в Архипо-Осиповку.
Автор представленного полотна Александр Алексеевич Козлов (1816–1884) — живописец и офортист. Главных героев своей картины он изобразил в профиль к зрителю. Это объясняется не только сюжетом картины. За неимением каких-либо портретных изображений рядового Архипа Осипова и штабс-капитана Лико художник писал лица, ориентируясь на их словесные описания.