Утром 10 апреля 1854 года союзническая эскадра начала обстрел Одессы. Мирный торговый город был слабо подготовлен к военным действиям. Известно, что пушки для обороны пришлось накануне сражения выкапывать из земли и очищать от ржавчины: отлитые еще при Петре I орудия давно служили для привязывания небольших судов.
На молах заняли позицию шесть батарей обороны, пять из которых в скором времени оказались разбиты.
Огонь более чем 350 орудий шесть с лишним часов сдерживала единственная, 6-я батарея под командованием прапорщика Александра Петровича Щёголева. Из четырех пушек, имевшихся в распоряжении у щёголевцев, к концу дня уцелела одна. Несмотря на это, батарея Щёголева уничтожила три неприятельских корабля и не подпустила эскадру на расстояние, опасное для города.
За свой подвиг все щёголевцы были отмечены внеочередным годовым жалованьем, нижние чины и волонтеры — Знаками отличия Военного Ордена, а командир — званием штабс-капитана, орденом Святого Георгия IV степени и личными подарками от Великих князей Михаила Николаевича, Александра, Владимира и Николая Александровичей.
Впервые подвиг был освящен в газете «Русский инвалид» от 22 апреля; 24 апреля в «Санкт-Петербургских ведомостях» опубликовали имена награжденных героев, а их портреты появились в «Русском художественном листке». Там же были помещены семь рисунков Фёдора (Фридриха) Ивановича Гросса на тему одесских событий. Московская «Типография Н. Эрнста» выпустила книгу о подвиге Александра Щёголева и его батареи.
Подвиг щёголевцев нашел отражение не только в официальных изданиях, но даже в лубочной живописи. Стать героями такой «народной летописи» доводилось героям Отечественной войны 1812 года, Крымской и Турецкой. Все это примеры поистине «народных» исторических событий, особенно затронувших сознание людей, независимо от положения и социального статуса.
В 1905 году в Одессе вышел «Щёголевский альбом» С.И. Плаксина. В числе прочего в альбоме есть коллаж с картиной боя и портретами всех артиллеристов батареи № 6 во главе с командиром Александром Щёголевым. Батальная сцена написана художником Василием Петровичем Рыбинским, портреты создал мастер литографии Эбергард Лилье.
Каждый портрет на литографии помещен в овальный медальон. Вверху указано название части, в которой служил тот или иной воин, внизу — его имя и фамилия.
На молах заняли позицию шесть батарей обороны, пять из которых в скором времени оказались разбиты.
Огонь более чем 350 орудий шесть с лишним часов сдерживала единственная, 6-я батарея под командованием прапорщика Александра Петровича Щёголева. Из четырех пушек, имевшихся в распоряжении у щёголевцев, к концу дня уцелела одна. Несмотря на это, батарея Щёголева уничтожила три неприятельских корабля и не подпустила эскадру на расстояние, опасное для города.
За свой подвиг все щёголевцы были отмечены внеочередным годовым жалованьем, нижние чины и волонтеры — Знаками отличия Военного Ордена, а командир — званием штабс-капитана, орденом Святого Георгия IV степени и личными подарками от Великих князей Михаила Николаевича, Александра, Владимира и Николая Александровичей.
Впервые подвиг был освящен в газете «Русский инвалид» от 22 апреля; 24 апреля в «Санкт-Петербургских ведомостях» опубликовали имена награжденных героев, а их портреты появились в «Русском художественном листке». Там же были помещены семь рисунков Фёдора (Фридриха) Ивановича Гросса на тему одесских событий. Московская «Типография Н. Эрнста» выпустила книгу о подвиге Александра Щёголева и его батареи.
Подвиг щёголевцев нашел отражение не только в официальных изданиях, но даже в лубочной живописи. Стать героями такой «народной летописи» доводилось героям Отечественной войны 1812 года, Крымской и Турецкой. Все это примеры поистине «народных» исторических событий, особенно затронувших сознание людей, независимо от положения и социального статуса.
В 1905 году в Одессе вышел «Щёголевский альбом» С.И. Плаксина. В числе прочего в альбоме есть коллаж с картиной боя и портретами всех артиллеристов батареи № 6 во главе с командиром Александром Щёголевым. Батальная сцена написана художником Василием Петровичем Рыбинским, портреты создал мастер литографии Эбергард Лилье.
Каждый портрет на литографии помещен в овальный медальон. Вверху указано название части, в которой служил тот или иной воин, внизу — его имя и фамилия.