Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Портрет в старинном интерьере»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Подсвечник с экраном

Время создания
XIX век
Размер
70x17,5x38,4 см
Техника
бронза, литье, позолота, стекло, холст, печать
3
Открыть в приложении
#3
Подсвечник с экраном
#2
Первые свечи появились более трех тысяч лет назад в Древнем Египте. Вскоре изобрели и подсвечники, которые поддерживали свечу и собирали расплавленный воск. Первоначально подсвечник состоял из пирамидального основания и стержня из конусов, колец и чаши. За многие века основная конструкция сохранилась, видоизменились лишь детали. Так, вместо чаши появилась цветовидная профитка — свечник, тарелочка для сбора растопленного воска.

В разные времена подсвечники изготавливали из разных материалов: это могли быть медь, латунь, чугун, бронза, фарфор или стекло.

В экспозиции «Портрет в старинном интерьере» представлен необычный предмет — подсвечник с экраном, такие называли мираклями. Это прототип современной настольной лампы. Лампы-миракли появились в начале XIX века. Их в больших количествах изготавливали петербургские бронзовщики. Иногда такие светильники называли «зонтиками шандалы». Шандалами в те годы называли крупные подсвечники.

Конструкция лампы лаконична: к основанию прикреплен стержень (штоф), а к нему — свечники и экран для защиты глаз от яркого света.

На полупрозрачном экране изображали пейзаж, городской вид, цветочную композицию или романтическую сценку. Мерцающий огонь свечи создавал эффект движения на картинке, «оживлял» ее. Поэтому этот осветительный прибор и называли мираклем, от французского «miracle» — «чудо».

Миракли выполняли на одну, две и три свечи из золоченой бронзы: в технике чеканки или накатки наносили характерный для того периода времени лиственный, цветочный или геометрический декор. Экран с акварельными рисунками прикрывали со стороны огня слюдой, полупрозрачным стеклом или тонкой пластинкой из фарфора или бисквита. Эта защитная прослойка называлась литофанией.

Экран можно было передвигать вверх и вниз по стержню. Он служил также для рассеивания света. Миракли использовали в гостиных вплоть до конца XIX века.

Миракль из этой экспозиции хранился в частной коллекции в Санкт-Петербурге, а в 1995 году попал в Архангельский музей. На круглом ступенчатом основании с пояском крепится фигурная ножка с двумя кронштейнами в виде изогнутых рельефных побегов. На них тарелообразные профитки — площадки, на которые устанавливают свечи. Из центра ножки поднимается гладкий длинный стержень, увенчанный декоративной шишечкой. Экран может двигаться по этому стержню.
#4
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Подсвечник с экраном

Время создания
XIX век
Размер
70x17,5x38,4 см
Техника
бронза, литье, позолота, стекло, холст, печать
3
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%