Представленный подстаканник — своеобразная иллюстрация басни Ивана Крылова «Лиса и виноград». Изделие напоминает изгородь. Ручка украшена орнаментом в виде виноградной лозы, в верхней части ручки изображена голова лисицы. Подстаканник выполнен из сплава и покрыт слоем серебра. На дне сохранился штамп с надписью «GEBR BUCH WARSHAU» — раннее клеймо фирмы «Братья Бух». Клеймо выполнено в технике накладного серебра.
Компания Gebreder Buch, впоследствии известная как «Братья Бух», в 1809 году открыла фабрику в Санкт-Петербурге. Фирма производила, главным образом, кнопки для армейских униформ. В 1872 на Московской выставке компанию удостоили Золотой медали, и она получила право изображать российский государственный Герб на своих изделиях.
Как предмет, знакомый нам, подстаканник оформился в конце XVIII века. Именно с этого периода есть упоминания о подстаканнике как об элементе русского чаепития, обладающего самостоятельной художественной ценностью. Считается, что в дореволюционной России, женщинам разрешалось пить чай из фарфора, а мужчинам — только из стекла. Чай был горячим, стекло сильно нагревалось. Появилась необходимость изобрести устройство, защищающее ладони от ожогов.
Таким устройством стал подстаканник — подставка с ручкой, поддерживающая стеклянный стакан.
XIX век и начало XX века — период, когда оформление подстаканников стало особенно высокохудожественным. Изготовлением подстаканника занимались многочисленные частные мастерские. Основной техникой исполнения было художественное литье. Упор делался на эксклюзивность изготовления и драгоценные материалы. Часто стилистика изделия отражала различные художественные течения, будь то готика или модерн. В середине XIX века в оформлении корпуса и ручки преобладали мотивы неорококо и неоклассицизма.
С 1870-х годов в соответствии с эстетикой «русского стиля» подстаканники создавались в виде сруба крестьянской избы, высокого бревенчатого забора, бочонка, кадушки, плетеного берестяного кузовка. Тулово подстаканника украшалось литыми накладками, резными цветочными гирляндами, гравюрами, изображающими сельские или городские романтические пейзажи.
Компания Gebreder Buch, впоследствии известная как «Братья Бух», в 1809 году открыла фабрику в Санкт-Петербурге. Фирма производила, главным образом, кнопки для армейских униформ. В 1872 на Московской выставке компанию удостоили Золотой медали, и она получила право изображать российский государственный Герб на своих изделиях.
Как предмет, знакомый нам, подстаканник оформился в конце XVIII века. Именно с этого периода есть упоминания о подстаканнике как об элементе русского чаепития, обладающего самостоятельной художественной ценностью. Считается, что в дореволюционной России, женщинам разрешалось пить чай из фарфора, а мужчинам — только из стекла. Чай был горячим, стекло сильно нагревалось. Появилась необходимость изобрести устройство, защищающее ладони от ожогов.
Таким устройством стал подстаканник — подставка с ручкой, поддерживающая стеклянный стакан.
XIX век и начало XX века — период, когда оформление подстаканников стало особенно высокохудожественным. Изготовлением подстаканника занимались многочисленные частные мастерские. Основной техникой исполнения было художественное литье. Упор делался на эксклюзивность изготовления и драгоценные материалы. Часто стилистика изделия отражала различные художественные течения, будь то готика или модерн. В середине XIX века в оформлении корпуса и ручки преобладали мотивы неорококо и неоклассицизма.
С 1870-х годов в соответствии с эстетикой «русского стиля» подстаканники создавались в виде сруба крестьянской избы, высокого бревенчатого забора, бочонка, кадушки, плетеного берестяного кузовка. Тулово подстаканника украшалось литыми накладками, резными цветочными гирляндами, гравюрами, изображающими сельские или городские романтические пейзажи.