Первые металлические подносы появились в России: упоминания о них ученые обнаружили в уральских документах 1746 года. В это время наряду с металлическими были популярны подносы из папье-маше, но они были менее прочными и надежными.
Ученые считают, что металлические подносы в России появились с распространением традиции чаепития. Первые подобные изделия начали изготавливать в XVIII веке на уральском Нижнетагильском горном заводе промышленников Демидовых из листового железа. Основатель династии, Никита Демидов, был тульским оружейником и сподвижником Петра I. Он один из первых исследовал месторождения руды на Урале и основал в регионе пять заводов, заложив тем самым основы будущей горнорудной империи.
Первые нижнетагильские подносы были массивными и обычно имели прямоугольную форму. Такие изделия украшали жанровыми сценами (популярным сюжетом, например, была свадьба Петра I) и цветочными композициями. Крепостной Демидовых Андрей Худояров изобрел для росписей кухонной утвари специальный лак на основе смолы с добавлением льняного масла и скипидара. По качеству он превосходил английский и французский и создавал эффект «хрустального» покрытия.
Также популярностью пользовались изделия жостовского производства. Этот подмосковный центр народного промысла начал формироваться в начале XIX века. Со временем основным мотивом жостовской росписи стал цветочный букет.
Поднос из собрания музея был выпущен заводом Villeroy & Boch («Виллеруа и Бох»). Эта фирма появилась в 1836 году в результате объединения семейных предприятий под управлением Жана-Франсуа Боха и Николаса Виллеруа, промышленников, которые специализировались на производстве фаянса и фарфора. Первая мастерская предприятия выпускала так называемый «фарфор для буржуа» — дорогие изделия из китайского материала, которые могли себе позволить только знатные семьи и королевские особы. К началу XX века компания стала крупнейшим производителем изделий из керамики, фарфора, фаянса, хрусталя и металла. В ее ассортимент входили сантехника, посуда, плитка и кирпич, разнообразная церковная утварь и надгробные камни, дренажные трубы и даже изоляция электрической проводки.
Ученые считают, что металлические подносы в России появились с распространением традиции чаепития. Первые подобные изделия начали изготавливать в XVIII веке на уральском Нижнетагильском горном заводе промышленников Демидовых из листового железа. Основатель династии, Никита Демидов, был тульским оружейником и сподвижником Петра I. Он один из первых исследовал месторождения руды на Урале и основал в регионе пять заводов, заложив тем самым основы будущей горнорудной империи.
Первые нижнетагильские подносы были массивными и обычно имели прямоугольную форму. Такие изделия украшали жанровыми сценами (популярным сюжетом, например, была свадьба Петра I) и цветочными композициями. Крепостной Демидовых Андрей Худояров изобрел для росписей кухонной утвари специальный лак на основе смолы с добавлением льняного масла и скипидара. По качеству он превосходил английский и французский и создавал эффект «хрустального» покрытия.
Также популярностью пользовались изделия жостовского производства. Этот подмосковный центр народного промысла начал формироваться в начале XIX века. Со временем основным мотивом жостовской росписи стал цветочный букет.
Поднос из собрания музея был выпущен заводом Villeroy & Boch («Виллеруа и Бох»). Эта фирма появилась в 1836 году в результате объединения семейных предприятий под управлением Жана-Франсуа Боха и Николаса Виллеруа, промышленников, которые специализировались на производстве фаянса и фарфора. Первая мастерская предприятия выпускала так называемый «фарфор для буржуа» — дорогие изделия из китайского материала, которые могли себе позволить только знатные семьи и королевские особы. К началу XX века компания стала крупнейшим производителем изделий из керамики, фарфора, фаянса, хрусталя и металла. В ее ассортимент входили сантехника, посуда, плитка и кирпич, разнообразная церковная утварь и надгробные камни, дренажные трубы и даже изоляция электрической проводки.