Прямоугольный поднос с металлическими бортами и фаянсовым дном был изготовлен в начале ХХ века. К нему прилагаются фруктовые ножи, которые крепятся в специальных пластинах по бокам, возле ручек. Каждая пластина рассчитана на шесть ножей. Дно подноса расписано цветами ириса и зелеными листьями. Бортики украшены ажурной металлической резьбой. Низ бортов образует раму подноса из дугообразно загнутых полос, к которым крепится дно. В нижней части подноса также располагаются четыре каплевидные ножки.
Поднос с фруктовыми ножами
Время создания
Начало ХХ века
Размер
Длина основания 35 см, донная вставка 25,5×15,4 см, ножи: длина 15,5 см, ширина 1,8 см
Техника
Штамповка, литье, роспись
6
Открыть в приложении#1
Поднос с фруктовыми ножами
#8
#11
Ножи для фруктов с керамическими ручками имеют лезвия темно-желтого цвета, прямоугольные у рукояток и кинжаловидные на концах. Режущие кромки заточены с обеих сторон. Рукоятки ножей белого цвета, украшены синим растительным и геометрическим орнаментом, слегка расширяются и закругляются к концам. Крепление лезвий в рукоятках усилено металлическими держателями.
#9
Поднос фаянсовый с фруктовыми ножами. Начало XX века.
#14
В России фаянсовое производство развивалось одновременно с фарфоровым производством, даже несколько отставая от него. Оно зародилось в XVIII веке, а уже к первой четверти XIX столетия сложилось в крупную для того времени отрасль промышленности. Сначала фаянсовые заводы появились в центральной части России, а затем и на Урале. Первые подобные предприятия были довольно несовершенны как по технологиям производства, так и по уровню оборудования. Продукция их была довольно груба и достаточно примитивна, да к тому же целиком основана на ручном труде.
#15
Расцвет русского фаянса пришелся на первую половину XIX века, когда фаянсовая промышленность в стране находилась на подъеме: открывались новые заводы, улучшалось качество продукции. Дорогую ручную роспись к тому времени стал вытеснять менее затратный печатный рисунок. Это позволяло выпускать больше изделий за короткий срок и сделать их доступнее по цене. Русский фаянс, в отличие от фарфора, никогда не расценивался как предмет роскоши, а употреблялся в повседневной жизни.
#16
Во второй половине XIX века множество мелких фарфоро-фаянсовых предприятий разорилось. Оставшиеся производства были объединены в руках крупных монополистов. Одним из них стал Матвей Сидорович Кузнецов, который организовал в 1887 году «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова».
#17
Государственное автономное учреждение культуры Свердловской области «Невьянский государственный историко-архитектурный музей»
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Поднос с фруктовыми ножами
Время создания
Начало ХХ века
Размер
Длина основания 35 см, донная вставка 25,5×15,4 см, ножи: длина 15,5 см, ширина 1,8 см
Техника
Штамповка, литье, роспись
6
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться