Василий Сергеевич Пшеничников родился в Москве в 1882 году. Сын военного, первоначальное образование получил во 2-м Московском кадетском корпусе. Затем окончил Одесское юнкерское училище. Добровольцем ушел на войну с Японией. В 1904 году на Далинском перевале был тяжело ранен.
В период лечения после ранения Пшеничников познакомился с семьей художника Ивана Пантелеймоновича Фёдорова-Керченского, дочь которого стала его женой. Поддержка семьи открыла ему дорогу в мир искусства, позволила в 1909 году поступить вольнослушателем в Императорскую Академию художеств в Петербурге. С 1912 года художник стал постоянным участником выставок.
Перед войной с Германией Пшеничников был отозван в армию на тыловые должности. К строевой службе он был не годен из-за ранения. В конце войны и начале революции он жил и служил в запасном пехотном полку на Украине. После революции Василий Сергеевич остался на Украине и работал на государственных должностях. В 1922 году семья Пшеничникова вернулась в Москву.
В том же году Василий Сергеевич вступил в Ассоциацию художников революционной России и участвовал во всех выставках Ассоциации. В 1934 году стал членом правления Московского Союза советских художников. В годы войны Пшеничников был много раз командирован как художник на передовые позиции под Калугу, Севастополь, Керчь и Новороссийск. Работы художника представлены в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Музее современной истории, Центральном музее Вооруженных сил, Историческом музее и в других музеях России и зарубежья.
Большую часть своего творчества художник посвятил отражению событий эпохи Гражданской и Великой Отечественной войн. В своих картинах он передает динамику схваток и кавалерийских атак с мчащимися всадниками в зареве пожаров, в дыму сражений.
Картина «Под Можайском» написана в 1945 году и посвящена событиям
1941–1942 годов на Можайском направлении. Сражение 5-й Армии Западного фронта,
проведенное в январе 1942 года, позволило освободить город Можайск, последний
опорный пункт немцев в Московской области. Картина относится к сюжетному жанру.
На фоне зимнего пейзажа художник изобразил кавалерию Советской армии: подняв
шашки наголо, всадники приветствуют памятник Михаилу Кутузову. Герои былых
времен в годы Великой Отечественной войны служили примером крепости русского
духа. Художник отражает решимость кавалерии повторить подвиг армии Кутузова в
борьбе с новым захватчиком. Зарево пожаров, на фоне которых разыгрывается
сцена, усиливает драматизм событий.