Конверт из собрания музея был выпущен к столетию со дня рождения Александра Пушкина. В левом углу находится рисунок, изображающий почтовую марку с портретом поэта. В правом нижнем углу — рисунок с образом лиры и датой рождения Пушкина. На свитке написаны строки «Слух обо мне пройдет по всей Руси великой» из стихотворения «Я памятник воздвиг себе нерукотворный…».
Это одно из самых известных произведений поэта. Черновик стихотворения обнаружил Василий Жуковский уже после смерти Пушкина. Оно датируется 1836 годом. Этот период был сложным для поэта, так как цензура тщательно проверяла все его произведения. Впервые стихотворение было опубликовано в посмертном сборнике, который вышел в свет в 1841 году. Оно положило начало спорам в среде литературоведов, которые продолжаются до сих пор.
Первый вопрос касается источника, вдохновившего Пушкина на написание этого произведения. Многие считали его подражанием многочисленным одам русских поэтов (Гавриила Державина и Михаила Ломоносова) на тему памятника. Но более распространенной стала версия о том, что Пушкин взял основные идеи из оды античного поэта Горация. Оттуда также был взят и эпиграф к стихотворению.
Более серьезным камнем преткновения стали смысл и значение произведения. Современники поэта холодно восприняли его. Прижизненное восхваление своих заслуг, убежденность автора в своей будущей славе вызывали недоумение. Многим это представлялось чрезмерным самомнением и дерзостью. Друзья же считали это стихотворение выражением самоиронии поэта.
Автором рисунка на конверте была Варвара Шнейдер (1860–1942) — художница, собирательница народного искусства и попечительница Школы народного искусства под покровительством императрицы Александры Федоровны. В 15 лет Шнейдер осталась круглой сиротой, и заботу о воспитании ее и младшей сестры Александры принял на себя их дядя — востоковед Иван Минаев. После его смерти девушек опекал Петр Семенов-Тян-Шанский, который называл их «богом данными дочерьми».
С 1896 по 1902 год Варвара Шнейдер сотрудничала с художественным издательством при Общине Святой Евгении и была руководителем группы художников. Именно в пользу этого общества был издан конверт. Искусствовед Наталья Мозохина отмечала, что Шнейдер стояла у истоков создания «русской художественной оригинальной открытки». Конверт подарила музею Наталия Семенова-Тян-Шанская, правнучка ученого.
Это одно из самых известных произведений поэта. Черновик стихотворения обнаружил Василий Жуковский уже после смерти Пушкина. Оно датируется 1836 годом. Этот период был сложным для поэта, так как цензура тщательно проверяла все его произведения. Впервые стихотворение было опубликовано в посмертном сборнике, который вышел в свет в 1841 году. Оно положило начало спорам в среде литературоведов, которые продолжаются до сих пор.
Первый вопрос касается источника, вдохновившего Пушкина на написание этого произведения. Многие считали его подражанием многочисленным одам русских поэтов (Гавриила Державина и Михаила Ломоносова) на тему памятника. Но более распространенной стала версия о том, что Пушкин взял основные идеи из оды античного поэта Горация. Оттуда также был взят и эпиграф к стихотворению.
Более серьезным камнем преткновения стали смысл и значение произведения. Современники поэта холодно восприняли его. Прижизненное восхваление своих заслуг, убежденность автора в своей будущей славе вызывали недоумение. Многим это представлялось чрезмерным самомнением и дерзостью. Друзья же считали это стихотворение выражением самоиронии поэта.
Автором рисунка на конверте была Варвара Шнейдер (1860–1942) — художница, собирательница народного искусства и попечительница Школы народного искусства под покровительством императрицы Александры Федоровны. В 15 лет Шнейдер осталась круглой сиротой, и заботу о воспитании ее и младшей сестры Александры принял на себя их дядя — востоковед Иван Минаев. После его смерти девушек опекал Петр Семенов-Тян-Шанский, который называл их «богом данными дочерьми».
С 1896 по 1902 год Варвара Шнейдер сотрудничала с художественным издательством при Общине Святой Евгении и была руководителем группы художников. Именно в пользу этого общества был издан конверт. Искусствовед Наталья Мозохина отмечала, что Шнейдер стояла у истоков создания «русской художественной оригинальной открытки». Конверт подарила музею Наталия Семенова-Тян-Шанская, правнучка ученого.