Архитектура Золотой Орды заимствовала традиционные декоративные приемы из среднеазиатской культуры градостроения. Процесс проникновения в Золотую Орду традиций стран Востока ускорился с принятием ислама в начале 1320-х годов, в период правления хана Узбека.
Под влиянием среднеазиатской архитектуры в Золотую Орду пришли основные виды внешнего декора, к которому относились изразцы, мозаика, а также ганч — с тюркского глиногипс, который отличался большой прочностью и устойчивостью к влажности. Особое место во внешнем облике городов уделялось богатству наружного убранства.
Украшениями общественных зданий: мечетей, дворцов, мавзолеев — служили мозаичные панно. Они располагались на внешних стенах. Сложная композиция составлялась из множества небольших цветных плиток, как та, что представлена в экспозиции Волгоградского областного краеведческого музея.
Прохожие воспринимали эти большие орнаментальные панно как целостные картины. В этом смысле мозаичные панно лучше подходили для декорирования наружных частей стен, чем изразцы с рисунком. Элементы для мозаичных композиций изготавливались в технике поливной керамики. Поливой называлось тонкое стекловидное покрытие на плитке.
Глазурь наносилась только на одну сторону, она могла быть белой, желтой, бирюзовой и даже ультрамариновой. Боковые плоскости таких керамических плиток были скошены и имели пазы: так они лучше скреплялись с известковым раствором, который иногда также выполнял декоративную роль.
Подобные шестигранные поливные плитки производились как из кашина — специальной смеси с добавлением кварцевого песка, — так и на красноглиняной основе. Кашин считался более качественным и дорогим материалом.
Производство кашинной архитектурной керамики в Золотой Орде было местным, кроме того, использовалось собственное сырье. Своеобразие золотоордынских мозаик было в том, что мозаичные элементы дополнительно орнаментировались узорами из золотой фольги на красной основе. Золотоордынский архитектурный декор был изысканнее и богаче своих среднеазиатских прототипов.
Под влиянием среднеазиатской архитектуры в Золотую Орду пришли основные виды внешнего декора, к которому относились изразцы, мозаика, а также ганч — с тюркского глиногипс, который отличался большой прочностью и устойчивостью к влажности. Особое место во внешнем облике городов уделялось богатству наружного убранства.
Украшениями общественных зданий: мечетей, дворцов, мавзолеев — служили мозаичные панно. Они располагались на внешних стенах. Сложная композиция составлялась из множества небольших цветных плиток, как та, что представлена в экспозиции Волгоградского областного краеведческого музея.
Прохожие воспринимали эти большие орнаментальные панно как целостные картины. В этом смысле мозаичные панно лучше подходили для декорирования наружных частей стен, чем изразцы с рисунком. Элементы для мозаичных композиций изготавливались в технике поливной керамики. Поливой называлось тонкое стекловидное покрытие на плитке.
Глазурь наносилась только на одну сторону, она могла быть белой, желтой, бирюзовой и даже ультрамариновой. Боковые плоскости таких керамических плиток были скошены и имели пазы: так они лучше скреплялись с известковым раствором, который иногда также выполнял декоративную роль.
Подобные шестигранные поливные плитки производились как из кашина — специальной смеси с добавлением кварцевого песка, — так и на красноглиняной основе. Кашин считался более качественным и дорогим материалом.
Производство кашинной архитектурной керамики в Золотой Орде было местным, кроме того, использовалось собственное сырье. Своеобразие золотоордынских мозаик было в том, что мозаичные элементы дополнительно орнаментировались узорами из золотой фольги на красной основе. Золотоордынский архитектурный декор был изысканнее и богаче своих среднеазиатских прототипов.