Плиту с изображением быка нашел сотрудник музея, археолог Эдуард Киргинеков, во время раскопок в 1995 году близ улуса Мохов Усть-Абаканского района. Улусом называли родо-племенное объединение с определенной территорией.
В этой экспедиции исследователи изучали курган конца III — начала II тысячелетия до нашей эры. Он принадлежал к окуневской культуре — южносибирской археологической культуре скотоводов бронзового века. Она относится ко II тысячелетию до нашей эры. Распространена на территории Хакасии и в южной части Красноярского края, названа по местности Окунев улус.
В своих погребальных обрядах окуневцы наносили изображения на плиты, которые затем использовали при сооружении курганов. Считается, что часть таких плит находилась в святилищах, а затем уже попадала в захоронения. А часть из них изготавливали специально для погребений.
В центре кургана находилась могила — прямоугольный ящик из плит песчаника. На одном из торцов гробницы и нашли плиту с фигурой крупного быка. Она была установлена таким образом, что голова животного оказалась перевернута мордой вниз. Изображение мощного быка занимает всю плоскость плиты. Рисунок силуэтный, выполнен в технике точечной выбивки, мелкой и очень плотной. Ноги, кончик хвоста и массивный загривок дополнены прочерченными линиями. Ясно обозначены половые признаки, видны небольшие рога в виде двух коротких линий. Передние ноги показаны в движении, а линии, которые изображены ниже, как бы опутывают животное.
Образ быка в древности был широко известен и распространен во многих культурах. Во многом это связано с тем, что в евразийских степях появилось и стало развиваться скотоводство. К тому же бык был персонажем древних мифов и считался одним из основных элементов мироздания. По мнению одних исследователей, рисунок на плите обозначает жертвенное животное, по мнению других, это изображение «изыха». Так называли зверей, которых после особого обряда считали священными и посвящали духам.
Благодаря рисункам на плитах ученым удалось выяснить, в какое время были созданы многие предметы древнего изобразительного искусства Хакасско-Минусинской котловины: каменные изваяния и стелы с личинами.
В этой экспедиции исследователи изучали курган конца III — начала II тысячелетия до нашей эры. Он принадлежал к окуневской культуре — южносибирской археологической культуре скотоводов бронзового века. Она относится ко II тысячелетию до нашей эры. Распространена на территории Хакасии и в южной части Красноярского края, названа по местности Окунев улус.
В своих погребальных обрядах окуневцы наносили изображения на плиты, которые затем использовали при сооружении курганов. Считается, что часть таких плит находилась в святилищах, а затем уже попадала в захоронения. А часть из них изготавливали специально для погребений.
В центре кургана находилась могила — прямоугольный ящик из плит песчаника. На одном из торцов гробницы и нашли плиту с фигурой крупного быка. Она была установлена таким образом, что голова животного оказалась перевернута мордой вниз. Изображение мощного быка занимает всю плоскость плиты. Рисунок силуэтный, выполнен в технике точечной выбивки, мелкой и очень плотной. Ноги, кончик хвоста и массивный загривок дополнены прочерченными линиями. Ясно обозначены половые признаки, видны небольшие рога в виде двух коротких линий. Передние ноги показаны в движении, а линии, которые изображены ниже, как бы опутывают животное.
Образ быка в древности был широко известен и распространен во многих культурах. Во многом это связано с тем, что в евразийских степях появилось и стало развиваться скотоводство. К тому же бык был персонажем древних мифов и считался одним из основных элементов мироздания. По мнению одних исследователей, рисунок на плите обозначает жертвенное животное, по мнению других, это изображение «изыха». Так называли зверей, которых после особого обряда считали священными и посвящали духам.
Благодаря рисункам на плитах ученым удалось выяснить, в какое время были созданы многие предметы древнего изобразительного искусства Хакасско-Минусинской котловины: каменные изваяния и стелы с личинами.