В Уральском зале музея представлена копия картины «Высокогорский рудник», написанной художником Павлом Худояровым. Автор копии — Юрий Платонов. Павел Худояров родился в Нижнем Тагиле, был крепостным Нижне-Тагильского завода. Он учился живописи в лакировальной мастерской и был одновременно живописцем железных изделий и иконописцем. Тема труда была центральной в его творчестве. Его работа «Листобойный цех» считается первой русской картиной о труде индустриальных рабочих. Худояров писал и копии: первоисточниками были картины иностранных художников. Продолжателем его творчества стал сын Василий Худояров.
Музейный экспонат воссоздает работу на Высокогорском железном руднике в Нижнем Тагиле. Добычей железной руды на Высокогорском месторождении занимались еще в Петровские времена. Из карьера руду доставляли вначале на лошадях, а затем по железной дороге. Руда с Высогорского рудника снабжала сырьем заводы Нижнетагильского округа. Рудник считался достоянием рода Демидовых, и после смерти Акинфия Демидова он был разделен между сыновьями.
Представленная в экспозиции копия картины Павла Худоярова иллюстрирует горнозаводскую тему в творчестве уральского писателя XIX века Федора Решетникова. К этой теме писатель обратился в связи с новой должностью: с 1860 года он стал начальником горнозаводского стола в Екатеринбурге. О жизни на заводах писатель высказывался так: «Подите вы на Каму, в Пермь… Подите в любой горный завод — стонет бедный народ и стонет от начальников: приказчиков, мастеров, штейгеров».
В середине 1860-х годов Решетников посетил Пермь, Соликамск, Усолье, Чердынь, Екатеринбург, где он собрал материалы для будущих произведений о горнозаводских рабочих. Результатом поездки стали три романа о жизни рабочих в период отмены крепостного права: «Горнорабочие», «Глумовы», «Где лучше?». Главной темой этих романов стала крепостническая эксплуатация. По мнению литературоведа Ивана Векслера, «Историческая достоверность повествования Решетникова … безупречна: показан тот жизненный уровень, при котором… сальная свечка представляется роскошью; показаны бесправие работника и не имевший границ произвол владельческой челяди, от которой одной зависели жизнь и здоровье рабочего, благополучие его семьи, честь его жены и дочери». В этих романах отражены судьбы рабочих и их семей на Урале. Писатель показал, что в 1860-е годы поиски лучшей жизни за пределами горнозаводской действительности, к сожалению, для многих стали роковыми.
Музейный экспонат воссоздает работу на Высокогорском железном руднике в Нижнем Тагиле. Добычей железной руды на Высокогорском месторождении занимались еще в Петровские времена. Из карьера руду доставляли вначале на лошадях, а затем по железной дороге. Руда с Высогорского рудника снабжала сырьем заводы Нижнетагильского округа. Рудник считался достоянием рода Демидовых, и после смерти Акинфия Демидова он был разделен между сыновьями.
Представленная в экспозиции копия картины Павла Худоярова иллюстрирует горнозаводскую тему в творчестве уральского писателя XIX века Федора Решетникова. К этой теме писатель обратился в связи с новой должностью: с 1860 года он стал начальником горнозаводского стола в Екатеринбурге. О жизни на заводах писатель высказывался так: «Подите вы на Каму, в Пермь… Подите в любой горный завод — стонет бедный народ и стонет от начальников: приказчиков, мастеров, штейгеров».
В середине 1860-х годов Решетников посетил Пермь, Соликамск, Усолье, Чердынь, Екатеринбург, где он собрал материалы для будущих произведений о горнозаводских рабочих. Результатом поездки стали три романа о жизни рабочих в период отмены крепостного права: «Горнорабочие», «Глумовы», «Где лучше?». Главной темой этих романов стала крепостническая эксплуатация. По мнению литературоведа Ивана Векслера, «Историческая достоверность повествования Решетникова … безупречна: показан тот жизненный уровень, при котором… сальная свечка представляется роскошью; показаны бесправие работника и не имевший границ произвол владельческой челяди, от которой одной зависели жизнь и здоровье рабочего, благополучие его семьи, честь его жены и дочери». В этих романах отражены судьбы рабочих и их семей на Урале. Писатель показал, что в 1860-е годы поиски лучшей жизни за пределами горнозаводской действительности, к сожалению, для многих стали роковыми.