Традиционный женский костюм народа ханты не только практичен, но и красив. Национальное платье, которое на местном наречии называется «ернас», шьют, как правило, из однотонной ткани, например, из ситца, сатина или фланели.
В старину северные мастерицы ткали полотна из крапивы. Ее собирали осенью, когда с растения опадали листья, и сушили. Затем крапиву разделяли на волокна, обрабатывали колотушкой, чтобы она стала эластичной, и ткали нити, из которых потом изготавливали ткань.
Национальные платья украшают однотонными полосками из разных материалов. Их нашивают на ткань платья близко друг к другу — и так получается цветная кайма на манжетах, полах и подоле. По преданию, эта кайма проводит границу между человеком и внешним миром и защищает его от духов болезней. Между полосками нашивают ленту мелкого орнамента, выполненного в технике аппликации. Каждую деталь платья украшают узором и тканевыми полосами, и только после этого элементы сшивают вместе в готовый наряд.
На шею поверх платья традиционно надевают нагрудное украшение. Его плетут из бисера, украшая хантыйскими геометрическими орнаментами. Такое украшение служит для его обладательницы оберегом, дополнительной защитой от злых духов.
В экспозиции музея представлено национальное платье-ернас традиционного покроя — так называемое платье-рубаха с широким воланом по подолу и отложным воротником, сшитое без плечевых швов. На груди выполнен разрез, застегивающийся на три пуговицы. Ворот, подол и манжеты платья орнаментированы белыми, светло-бирюзовыми и голубыми полосками в технике аппликации «ткань по ткани».
В старину северные мастерицы ткали полотна из крапивы. Ее собирали осенью, когда с растения опадали листья, и сушили. Затем крапиву разделяли на волокна, обрабатывали колотушкой, чтобы она стала эластичной, и ткали нити, из которых потом изготавливали ткань.
Национальные платья украшают однотонными полосками из разных материалов. Их нашивают на ткань платья близко друг к другу — и так получается цветная кайма на манжетах, полах и подоле. По преданию, эта кайма проводит границу между человеком и внешним миром и защищает его от духов болезней. Между полосками нашивают ленту мелкого орнамента, выполненного в технике аппликации. Каждую деталь платья украшают узором и тканевыми полосами, и только после этого элементы сшивают вместе в готовый наряд.
Для создания традиционного платья мастерицы чаще всего используют белый, красный, зеленый, желтый, синий цвета. Каждый из них имеет символическое значение: белый символизирует снег, красный — огонь, желтый является символом жизни, зеленый обозначает тайгу, а синий — воду и небо.
Время изготовления одного ернаса зависит от таланта и опыта мастерицы. Одно из поверий народа ханты гласит, что, когда женщина занята рукоделием, ее мысли вшиваются в швы и узоры будущей вещи. Поэтому во время работы мастерицы стараются думать только о хорошем.
На шею поверх платья традиционно надевают нагрудное украшение. Его плетут из бисера, украшая хантыйскими геометрическими орнаментами. Такое украшение служит для его обладательницы оберегом, дополнительной защитой от злых духов.
В экспозиции музея представлено национальное платье-ернас традиционного покроя — так называемое платье-рубаха с широким воланом по подолу и отложным воротником, сшитое без плечевых швов. На груди выполнен разрез, застегивающийся на три пуговицы. Ворот, подол и манжеты платья орнаментированы белыми, светло-бирюзовыми и голубыми полосками в технике аппликации «ткань по ткани».