В коллекции Музея истории города Урай собрано несколько уникальных народных платьев. Они подтверждают общую идею о том, что одежда народов Севера обычно очень рациональна и приспособлена к местным климатическим условиям, хозяйственной деятельности и образу жизни.
Данный экспонат представляет собой мансийскую одежду. Это женское платье прямого покроя с многочисленными сборками у кокетки. Мастер, который пошил данный экземпляр, выполнил стоячий воротник, сделал на груди разрез с завязками.
Обычно для платьев употребляли цветные однотонные ткани, преимущественно красные и синие, иногда черные, хотя встречались и, например, малиновые. По красному полю платья была выполнена аппликация из синей и белой ткани. Кроме того, были использованы желтые полоски, хотят этот цвет применялся народами в декоре платьев довольно редко. Исследователи заметили, что помимо желтого практически не встречался в традиционной одежде хантов и манси и зеленый цвет.
Пошив одежды лежал целиком на женщине. Долгими зимними вечерами они шили одежду для всей семьи. При ее изготовлении мастерицы закладывали определенные смыслы, поскольку каждый цвет у народов имел свое обозначение. Белый символизировал снега, красный — жизнь, синий — реки, воду и небо, редкие желтый и зеленый — огонь и тайгу соответственно.
По мнению манси, мысли женщины, которая занималась шитьем одежды, вшивались в швы и узоры. Именно поэтому женщина во время работы должна была думать только о хорошем. Готовность одежды у манси была равнозначна завершению ее украшения местными традиционными орнаментами. Только тогда ее можно было надевать.
В декорировании одежды использовались самые разные орнаменты. Основными элементами были треугольник, квадрат, ромб, зигзаг и крест. Из них складывались специфические узоры, каждый из которых имел свое название. Это, например, «заячьи ушки», «глухарь», выводок утят», «след белки», «накаты волн», «березовая ветвь». Кроме того, одежда украшалась бисером. Манси считали, что бисер по воротнику, манжетам и подолу защищал от злых духов.
Данный экспонат представляет собой мансийскую одежду. Это женское платье прямого покроя с многочисленными сборками у кокетки. Мастер, который пошил данный экземпляр, выполнил стоячий воротник, сделал на груди разрез с завязками.
Обычно для платьев употребляли цветные однотонные ткани, преимущественно красные и синие, иногда черные, хотя встречались и, например, малиновые. По красному полю платья была выполнена аппликация из синей и белой ткани. Кроме того, были использованы желтые полоски, хотят этот цвет применялся народами в декоре платьев довольно редко. Исследователи заметили, что помимо желтого практически не встречался в традиционной одежде хантов и манси и зеленый цвет.
Пошив одежды лежал целиком на женщине. Долгими зимними вечерами они шили одежду для всей семьи. При ее изготовлении мастерицы закладывали определенные смыслы, поскольку каждый цвет у народов имел свое обозначение. Белый символизировал снега, красный — жизнь, синий — реки, воду и небо, редкие желтый и зеленый — огонь и тайгу соответственно.
По мнению манси, мысли женщины, которая занималась шитьем одежды, вшивались в швы и узоры. Именно поэтому женщина во время работы должна была думать только о хорошем. Готовность одежды у манси была равнозначна завершению ее украшения местными традиционными орнаментами. Только тогда ее можно было надевать.
В декорировании одежды использовались самые разные орнаменты. Основными элементами были треугольник, квадрат, ромб, зигзаг и крест. Из них складывались специфические узоры, каждый из которых имел свое название. Это, например, «заячьи ушки», «глухарь», выводок утят», «след белки», «накаты волн», «березовая ветвь». Кроме того, одежда украшалась бисером. Манси считали, что бисер по воротнику, манжетам и подолу защищал от злых духов.