Платье льняное сшито из пестряди — домотканой льняной ткани, изготовленной ручным способом на ткацком станке из нитей красного, синего и белого цвета. Этому платью без малого 130 лет.
Его хозяйка — Елена Николаевна Лекомцева, родилась в 1876 году. Вышла замуж двадцати лет от роду, в 1896 году, и в этом же году было сшито нарядное платье, которое хранится в нашем музее. Сначала платье использовалось только на выход, по праздникам, а потом ещё очень долго носилось в обиходе. Об этом свидетельствуют многочисленные следы починки. Износились аккуратные ситцевые нашивки на краях рукавов, сделанные при ремонте платья, но на льняном полотне почти нет следов повреждений, только чуть поблёк цвет нитей.
Вырастить и обработать лён — как целую жизнь прожить. Весь этот долгий путь льна от маленького семечка до нарядного платья прошёл через руки совсем ещё молодой девушки — Елены Лекомцевой. Своё платье она в буквальном смысле слова вырастила! Сначала нужно было лён посеять, а до этого земельку весной вспахать. В течение лета раза 2-3 прополоть, полюбоваться на небесную синь цветущего льна, а в конце лета лён убрать. Лён не косили и не жали — лён дергали с корнями, как говорили раньше — теребили, затем немного подсушивали, чтоб отделить семена. Из семян отжимали льняное масло, которое шло в пищу в постные дни. Потом лён недели 2–3 мочили, чтоб облегчить дальнейшую обработку стеблей, после этого сушили. Причём пересушивать было нельзя, иначе весь лён уйдет в паклю, то есть только на хозяйственные нужды. Получалась льняная солома-треста. После просушки тресту мяли на самодельных льномялках, чтоб разрушить жесткую оболочку стебля, кусочки которой назывались костица или кострика. Каждую горсть тресты приходилось пропускать через льномялку несколько раз: «…не домнёшь мялкой — вспомнишь за прялкой!». После чего начиналась самая пыльная работа — лён трепали, то есть отделяли тресту, от льняного волокна. Трепали, то есть били промятой горстью льна о колоду или столб, или использовали кустарное приспособление в виде плоской дощечки с ручкой — трепало. Затем лён чесали сначала жёсткими гребнями или щётками, чтоб убрать остатки тресты и отделить короткие и жёсткие волокна, а потом уже чесали частой щетью. Очёсанные волокна скатывали в куделю. Вот так лён готовили для прядения — изготовления нитей.
Так как в старину семьи были большими, детишек было, сколько Бог даст, и всех одеть надо, то с прялками не расставалась всё своё свободное от других работ время вся женская половина семьи. Первую прялочку делал отец для дочки, когда ей исполнялось 5 лет, и с тех пор с прялкой она не расставалась всю жизнь. Когда вся куделя была испрядена, нитки красили. Иногда красили уже ткань или готовое изделие. После этого у льна начинался новый этап обработки. Обычно осенью, когда уже все полевые работы были закончены, в избы заносили ткацкие станки, заправляли основу и мастерицы начинали ткать полотно. Ткачество — это долгая монотонная работа. Буквально по миллиметру, даже меньше, прибывает полотно с каждым ходом челнока. Тяжёлым и долгим трудом давался каждый метр домотканого полотна. Поэтому так бережно наши прабабушки относились к каждому лоскуточку ткани даже тогда, когда ткань уже было можно купить в магазине или на рынке.
На изготовление этого платья у Елены ушло примерно 9,2 метра домотканой ткани при ширине 0,36 метра, а для этого мастерице пришлось напрясть около 10 км ниток.
А его история стала нам известна от родственницы Елены Николаевны — Эликониды Павловны Возмищевой, которая и передала платье в музей.