Текст, расположенный на пластине, обрамлён рамочкой с заполненными стилизованными изображениями углами. Слева направо, сверху вниз: шапка Мономаха, императорская корона, двуглавый орёл и Георгий Победоносец.
Текст грамоты гласит: «Враги правды, гонители веры Христовой и поборники рабства народного. Иноверцы, Еретики и Самозванцы, меня Божией Милостью поставленного Российского Белаго Царя Императора лишают Трона, дерзнув меня на благо народа здравствующаго — чтут усопшим. Долг всех верноподданных очистить мне путь к трону. А по сему явившие помощь будут в моей царской милости, а кои изменники будут и супротивники предадутся наказанию и казни. С сей золотой грамоты давать народу списки с Царской печатью.
1771 года мая месяца 21 дня. Белый Царь Пётр III». При внимательном прочтении текста обращает на себя внимание дата, указанная на пластине: 21 мая 1771 г. Однако, официальной датой начала восстания Пугачёва считается 1773 г. Несоответствие этих дат друг другу заставляет сомневаться в подлинности данной пластины.
Возможно, речь идёт о некой имитации или сознательной подделке артефактов пугачёвского восстания. В литературе, посвящённой событиям крестьянской войны 1773–1775 гг., также нами не найдено упоминаний о подобных пластинах.
В Смоленский музей-заповедник пластина попала несколько необычным образом.
В 1970 г. в дар музею была передана коллекция разнородных предметов, некогда принадлежавшая княгине М. К. Тенишевой. В коллекцию входили античные серьги, средневековые изделия, изящные украшения XVIII в., а также упомянутая «Золотая грамота». Все эти предметы долгие годы хранила В. Н. Орфанова, подруга княгини М. К. Тенишевой. Уезжая за границу в 1918 г., княгиня оставила ей часть своей коллекции на сохранение, что преданная подруга и выполнила. Многие предметы, переданные В. Н. Орфановой, — подлинные. Однако не исключено, что в руках ценительницы искусства и автора диссертации «Эмаль и инкрустация» княгини М. К. Тенишевой могли оказаться и подделки. По всей видимости, «Золотая грамота» Пугачёва заинтересовала её не столько историческим своим значением, сколько использованием разноцветной эмали.
Текст грамоты гласит: «Враги правды, гонители веры Христовой и поборники рабства народного. Иноверцы, Еретики и Самозванцы, меня Божией Милостью поставленного Российского Белаго Царя Императора лишают Трона, дерзнув меня на благо народа здравствующаго — чтут усопшим. Долг всех верноподданных очистить мне путь к трону. А по сему явившие помощь будут в моей царской милости, а кои изменники будут и супротивники предадутся наказанию и казни. С сей золотой грамоты давать народу списки с Царской печатью.
1771 года мая месяца 21 дня. Белый Царь Пётр III». При внимательном прочтении текста обращает на себя внимание дата, указанная на пластине: 21 мая 1771 г. Однако, официальной датой начала восстания Пугачёва считается 1773 г. Несоответствие этих дат друг другу заставляет сомневаться в подлинности данной пластины.
Возможно, речь идёт о некой имитации или сознательной подделке артефактов пугачёвского восстания. В литературе, посвящённой событиям крестьянской войны 1773–1775 гг., также нами не найдено упоминаний о подобных пластинах.
В Смоленский музей-заповедник пластина попала несколько необычным образом.
В 1970 г. в дар музею была передана коллекция разнородных предметов, некогда принадлежавшая княгине М. К. Тенишевой. В коллекцию входили античные серьги, средневековые изделия, изящные украшения XVIII в., а также упомянутая «Золотая грамота». Все эти предметы долгие годы хранила В. Н. Орфанова, подруга княгини М. К. Тенишевой. Уезжая за границу в 1918 г., княгиня оставила ей часть своей коллекции на сохранение, что преданная подруга и выполнила. Многие предметы, переданные В. Н. Орфановой, — подлинные. Однако не исключено, что в руках ценительницы искусства и автора диссертации «Эмаль и инкрустация» княгини М. К. Тенишевой могли оказаться и подделки. По всей видимости, «Золотая грамота» Пугачёва заинтересовала её не столько историческим своим значением, сколько использованием разноцветной эмали.