Эмаль представляет собой стекловидный порошок, получаемый измельчением стекловидных пластин до необходимой фракции. Измельченная в порошок эмаль смачивается водой до нужной консистенции и помещается в ячейки. Работа обжигается в печи, или производится локальный обжиг эмали в каждой ячейке посредством газовой или бензиновой горелки.
Существует несколько видов эмали: перегородчатая, витражная, расписная и выемчатая. Выемчатая эмаль позволяла создавать изумительные по красоте вещи в русском стиле с узорами, напоминающими вышивку на русских полотенцах. Часто для достижения лучшего декоративного эффекта выемчатая эмаль сочеталась с другими видами эмалей. Именно в этой технике работала Мария Клавдиевна.
«Работа эмали в произведениях древних мастеров сильно восхищала меня и интересовала. Эмаль так сильно манила и приковывала к себе, что мои работы в портрете и прикладном искусстве, несмотря на достигнутые успехи, переставали меня занимать. Меня не тянуло выставлять и добиваться имени как портретистки — к тому же меня никогда не удовлетворяло то, что я делала. Взявшись за эмаль, я ревниво пряталась от всех и не признавалась никому. Никогда у меня не было намерения выступать перед публикой, и если я желала достичь известного совершенства, то только чтобы послужить моей церкви. Это было моей единственной руководящей целью», — писала Мария Тенишева в своих мемуарах «Впечатления моей жизни».
Опыт декоративных работ в Талашкино позволил Тенишевой быстро найти свой стиль в эмалях. В ее произведениях соединились техническое разнообразие и совершенство, а также гамма из двухсот оттенков эмали, которая никем ранее не достигалась.
Тенишева была еще и исследователем древних эмалей. Из этого опыта она вынесла мудрое решение не быть ювелиром, не подражать древности, а попытаться, пропустив через себя художественное наследие прошлого, выработать современное произведение, которое может быть и украшением, и предметом повседневного быта, и сувениром.
Пластина «Кот» — один из первых опытов княгини по освоению
секретов эмальерного дела, судя по довольно простой технике эмали,
примененной Марией Клавдиевной Тенишевой в этой работе. На небольшой
прямоугольной серебряной пластине изображена фигура дремлющего кота цвета
слоновой кости. Сама фигура обрамлена сиреневой эмалью, а хвост кота
выделен эмалевыми бусинами.