Личные вещи Фёдора Ивановича Шаляпина передала в фонд музея его старшая дочь Ирина в 1968 году. Они стали частью первой советской выставки в Казани, посвященной великому артисту. Лаконичный черный фрак из тонкой шерсти, цилиндр известной петербургской фирмы E. Landgrath St. Peterbourg, жилет на три пуговицы, безупречные белые манжеты и трость с костяным набалдашником отвечали изысканному вкусу Фёдора Шаляпина.
«Высокий, с выправкой денди, как будто бы с десятого поколения привыкший носить фрак, Шаляпин ни в ком из посвященных не вызвал бы сомнения в высокой аристократичности своего происхождения. Есть какая-то артистическая тайна в этой способности соборного певчего из крестьян превратиться в европейца с манерами, которым позавидует самый взыскательный arbiter elegantarum (лат. — арбитр изящества)», — писали о Шаляпине «Одесские новости» от 2 июня 1910 года.
Личные вещи Фёдора Шаляпина относятся к числу избранных, элитарных предметов, поскольку именно они вовлечены в пространство творческого человека. Они являются частью его сценической и реальной жизни. Если для создания театральных образов Фёдору Ивановичу служили специальные костюмы и сложный грим, то для вокальных концертов он выбирал сдержанный и классический образ.
Фёдор Шаляпин вырос в деревне и фабричной слободе, где простые люди много пели во время работы, отдыха и праздников. Артист особенно любил протяжные народные мотивы, образный ряд из старинных песен. Русские народные песни Фёдор Шаляпин пел так сосредоточенно, по словам композитора и музыковеда Бориса Асафьева, так «вглубь», что казалось, он с театром ничего общего не имеет и никогда не прибегает к требуемому сценой акценту «на аксессуарах» и видимости выражения. «Совершенное спокойствие и сдержанность овладевали им».
В элегантном фраке Шаляпин исполнял романсы русских и зарубежных композиторов, ставшие классикой: «Старого капрала» и «Титулярного советника» А.С. Даргомыжского, «Семинариста», «Блоху» и «Трепака» М.П. Мусоргского. Каждое произведение становилось в интерпретации Шаляпина законченным психологическим музыкальным портретом. На его концертах часто звучали вокальные произведения Франца Шуберта и Роберта Шумана, великих современников певца.
«Высокий, с выправкой денди, как будто бы с десятого поколения привыкший носить фрак, Шаляпин ни в ком из посвященных не вызвал бы сомнения в высокой аристократичности своего происхождения. Есть какая-то артистическая тайна в этой способности соборного певчего из крестьян превратиться в европейца с манерами, которым позавидует самый взыскательный arbiter elegantarum (лат. — арбитр изящества)», — писали о Шаляпине «Одесские новости» от 2 июня 1910 года.
Личные вещи Фёдора Шаляпина относятся к числу избранных, элитарных предметов, поскольку именно они вовлечены в пространство творческого человека. Они являются частью его сценической и реальной жизни. Если для создания театральных образов Фёдору Ивановичу служили специальные костюмы и сложный грим, то для вокальных концертов он выбирал сдержанный и классический образ.
Фёдор Шаляпин вырос в деревне и фабричной слободе, где простые люди много пели во время работы, отдыха и праздников. Артист особенно любил протяжные народные мотивы, образный ряд из старинных песен. Русские народные песни Фёдор Шаляпин пел так сосредоточенно, по словам композитора и музыковеда Бориса Асафьева, так «вглубь», что казалось, он с театром ничего общего не имеет и никогда не прибегает к требуемому сценой акценту «на аксессуарах» и видимости выражения. «Совершенное спокойствие и сдержанность овладевали им».
В элегантном фраке Шаляпин исполнял романсы русских и зарубежных композиторов, ставшие классикой: «Старого капрала» и «Титулярного советника» А.С. Даргомыжского, «Семинариста», «Блоху» и «Трепака» М.П. Мусоргского. Каждое произведение становилось в интерпретации Шаляпина законченным психологическим музыкальным портретом. На его концертах часто звучали вокальные произведения Франца Шуберта и Роберта Шумана, великих современников певца.