В годы Великой Отечественной войны было три важнейших фронта: боевой, трудовой и идеологический. Эффективная военная пропаганда была одной из движущих сил будущей победы. Составными пропаганды были газеты, кинофильмы, радиовещание и, конечно, плакаты.
Плакаты в период военного времени выходили миллионными тиражами. В Ставке ВГК очень серьезно относились к выпуску плакатов на самые различные темы, придавали большое значение их мобилизационным возможностям, подъему боевого духа и самоотверженности советских людей.
Интересно, что плакат «Ты записался добровольцем?» был создан в 1920 году и касался Гражданской войны. Создатель плаката, художник Дмитрий Моор, в начале войны немного актуализировал изображение и лозунг. Теперь он звучал так: «Ты чем помог фронту?» Во время войны использовались оба плаката.
Самым же распространенным плакатом с первых дней войны стал «Родина-мать зовет!» Ираклия Тоидзе. Автор плаката вспоминал, что первые наброски собирательного образа Родины-матери он сделал с лица жены, когда они услышали первое сообщение Совинформбюро о начале войны. Этот плакат, известный многим с детских лет, был напечатан в советских республиках миллионными тиражами.
После перелома в ходе войны меняется настроение и образ плаката, он проникнут оптимизмом и юмором. В 1944 году Л.А. Голованов в плакате «Дойдем до Берлина!» создает образ героя, близкий Василию Тёркину, персонажу одноименной поэмы Александра Твардовского.
После контрнаступления под Москвой и Сталинградом солдаты осознали свою силу, единство и священный характер своей миссии. Множество плакатов посвящены этим великим битвам, а также битве на Курской дуге, где враг изображается карикатурно, высмеиваются его захватнический напор, закончившийся уничтожением.
Плакат в те времена был нужен также тем, кто жил на оккупированных территориях. По воспоминаниям ветеранов, в оккупированных районах патриоты расклеивали полотнища «Окон ТАСС» на заборах, сараях, домах, где стояли немцы. Население, лишенное советского радио, газет, узнавало правду о войне из этих неизвестно откуда появившихся листков.
Плакаты в период военного времени выходили миллионными тиражами. В Ставке ВГК очень серьезно относились к выпуску плакатов на самые различные темы, придавали большое значение их мобилизационным возможностям, подъему боевого духа и самоотверженности советских людей.
Интересно, что плакат «Ты записался добровольцем?» был создан в 1920 году и касался Гражданской войны. Создатель плаката, художник Дмитрий Моор, в начале войны немного актуализировал изображение и лозунг. Теперь он звучал так: «Ты чем помог фронту?» Во время войны использовались оба плаката.
Самым же распространенным плакатом с первых дней войны стал «Родина-мать зовет!» Ираклия Тоидзе. Автор плаката вспоминал, что первые наброски собирательного образа Родины-матери он сделал с лица жены, когда они услышали первое сообщение Совинформбюро о начале войны. Этот плакат, известный многим с детских лет, был напечатан в советских республиках миллионными тиражами.
После перелома в ходе войны меняется настроение и образ плаката, он проникнут оптимизмом и юмором. В 1944 году Л.А. Голованов в плакате «Дойдем до Берлина!» создает образ героя, близкий Василию Тёркину, персонажу одноименной поэмы Александра Твардовского.
После контрнаступления под Москвой и Сталинградом солдаты осознали свою силу, единство и священный характер своей миссии. Множество плакатов посвящены этим великим битвам, а также битве на Курской дуге, где враг изображается карикатурно, высмеиваются его захватнический напор, закончившийся уничтожением.
Плакат в те времена был нужен также тем, кто жил на оккупированных территориях. По воспоминаниям ветеранов, в оккупированных районах патриоты расклеивали полотнища «Окон ТАСС» на заборах, сараях, домах, где стояли немцы. Население, лишенное советского радио, газет, узнавало правду о войне из этих неизвестно откуда появившихся листков.