Такое открытое информационное воздействие, как пропаганда, имело в Советском Союзе огромное значение. Она проводилась целенаправленно и централизованно под руководством ВКП (б) (в дальнейшем КПСС). Идеологическая работа, просвещение масс велись с момента установления советской власти.
Широкий масштаб эта деятельность приобрела в годы войны. Именно в это время поддержание боевого духа солдат и офицеров Красной армии, а также работников тыла, стало главной задачей агитработы. В годы Великой Отечественной войны плакаты стали одним из самых распространенных средств массовой агитации.
При помощи этого средства советские художники призывали выступить против бесчеловечности фашизма, пробуждали чувство долга перед Родиной и побуждали совершать в разгар войны героические поступки.
«Родина-мать зовет!» — один из самых известных плакатов в истории СССР, его тиражи были огромны: даже самый первый перевалил за миллион копий. Плакат создал художник Ираклий Моисеевич Тоидзе в 1941 году, вероятно, в конце июня. Точная дата создания неизвестна и является предметом дискуссий.
Согласно воспоминаниям художника, идея создания собирательного образа матери, которая призывает на помощь своих сыновей, пришла ему в голову совершенно случайно. Он и его жена находились дома. Когда прозвучало первое сообщение Совинформбюро о нападении нацистской Германии на СССР, супруга художника вбежала к нему в мастерскую с криком «Война!».
Выражение лица супруги поразило Ираклия Моисеевича. Он приказал ей замереть на месте и тут же принялся делать наброски. Образ Родины-матери очевидным образом связан с образом России-матушки, который широко использовался во время Первой мировой, а также Гражданской войны для пропаганды.
В руках Родина-мать держит присягу, принятие которой было обязательным делом перед отправкой на фронт для борьбы с войсками немецких оккупантов. Позади женщины — множество штыков, что символизирует мощную силу, которая находилась за спиной всей страны.
Типографии военного времени даже выпустили специальный, «миниатюрный» тираж «Родины-матери». Репродукции размером чуть меньше обычной почтовой открытки хранились у многих фронтовиков. Их носили в нагрудных карманах гимнастерок — рядом с фотографиями дорогих и любимых людей, партийными и комсомольскими билетами.
Широкий масштаб эта деятельность приобрела в годы войны. Именно в это время поддержание боевого духа солдат и офицеров Красной армии, а также работников тыла, стало главной задачей агитработы. В годы Великой Отечественной войны плакаты стали одним из самых распространенных средств массовой агитации.
При помощи этого средства советские художники призывали выступить против бесчеловечности фашизма, пробуждали чувство долга перед Родиной и побуждали совершать в разгар войны героические поступки.
«Родина-мать зовет!» — один из самых известных плакатов в истории СССР, его тиражи были огромны: даже самый первый перевалил за миллион копий. Плакат создал художник Ираклий Моисеевич Тоидзе в 1941 году, вероятно, в конце июня. Точная дата создания неизвестна и является предметом дискуссий.
Согласно воспоминаниям художника, идея создания собирательного образа матери, которая призывает на помощь своих сыновей, пришла ему в голову совершенно случайно. Он и его жена находились дома. Когда прозвучало первое сообщение Совинформбюро о нападении нацистской Германии на СССР, супруга художника вбежала к нему в мастерскую с криком «Война!».
Выражение лица супруги поразило Ираклия Моисеевича. Он приказал ей замереть на месте и тут же принялся делать наброски. Образ Родины-матери очевидным образом связан с образом России-матушки, который широко использовался во время Первой мировой, а также Гражданской войны для пропаганды.
В руках Родина-мать держит присягу, принятие которой было обязательным делом перед отправкой на фронт для борьбы с войсками немецких оккупантов. Позади женщины — множество штыков, что символизирует мощную силу, которая находилась за спиной всей страны.
Типографии военного времени даже выпустили специальный, «миниатюрный» тираж «Родины-матери». Репродукции размером чуть меньше обычной почтовой открытки хранились у многих фронтовиков. Их носили в нагрудных карманах гимнастерок — рядом с фотографиями дорогих и любимых людей, партийными и комсомольскими билетами.