Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Дом русской литературы XX века»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Письмо матери

Время создания
17/29 февраля 1848 года
Размер
16,5x16,1 см
Техника
бумага, рукопись, чернила, карандаш
0
Открыть в приложении
#1
Гоголь Н.В.
Письмо матери
#2
Письмо матери Марии Ивановне и сестрам Анне, Елизавете и Ольге, написанное Гоголем во время паломничества в Иерусалим, к алтарю Гроба Господня, отражает один из самых тяжелых моментов духовных исканий писателя. Долгое время местонахождение этого письма Гоголя было неизвестно, как и то, каким образом и когда автограф попал к Федину. Однако именно бережное отношение Константина Федина к раритету подарило потомкам возможность увидеть его.

Необычен внешний вид письма со следами разрезов и проколов. Причина такой сохранности автографа Гоголя была разгадана профессором Саратовского государственного университета Валерием Владимировичем Прозоровым. Объяснение было найдено в журнальной публикации 1902 года, где Владимир Гиляровский, известный журналист и литератор, готовивший письма Гоголя к печати, поясняет: «Письмо из Палестины все исколотое, с целью дезинфекции: тогда была чума в Палестине».  

В сентябре 1841 года Гоголь закончил работу над первым томом «Мёртвых душ». Примерно в это же время у него возникла мысль посетить Святую землю. В 1842 году он получил благословение на поездку и начал готовиться к путешествию. Подготовка к паломническому путешествию заняла у него почти шесть лет. От встречи со Святой землей он ждал очень многого — он жаждал духовного обновления и укрепления в вере.

Еще будучи в России, Гоголь собирался помолиться у Гроба Господня за всю русскую землю, составил список «Чьи имена вспомнить у Гроба Святого». Во время путешествия Гоголь писал письма родным и друзьям. Из переписки с Жуковским мы узнаём, какое сильное впечатление произвела на него молитва у Гроба Господня. Вот, что он написал в одном из своих писем: «Я говел и приобщался у самого гроба господня. Литургия совершалась на самом гробовом камне. Как это было поразительно!» 

Из переписки с Жуковским же, можно узнать, как разочарован был писатель пейзажами Земли Обетованной. В его воображении после прочтения Библии складывались совсем другие образы, мало соответствующие тому, что довелось увидеть. Анализируя свои впечатления от путешествия, он находил свои чувства смешанными и подавленными. В нём происходила сложная духовная работа. Это видно и из письма к матери и сёстрам, где он сначала пишет фразу, а затем зачёркивает её. 

В письме Гоголя есть зачеркнутая фраза, которой в ранних публикациях письма не приводилось. Изучая текст письма К. А. Федин смог расшифровать зачеркнутую автором фразу. В дневнике писателя есть такая запись от 7 сентября 1933 года: «У меня есть письмо Гоголя из Иерусалима к матери (автограф). В нем несколько слов старательно зачеркнуто Гоголем. Шенрок не приводит этих слов — потому ли, что не разобрал, потому ли, что не хотел нарушать „воли автора“. Я эти слова прочитал: „Сердце черство и душа холодна“, — пишет Гоголь. Он замазывает эти слова — может быть, из страха богохульства, может быть — из любви к матери. Но отчаяние его выражается этим боязливым замазыванием самой сути дела еще более трагически. Он поехал к „святым местам“ — к источнику своих надежд, он при¬коснулся к нему, он ждал окрыления, и вот — ужас! — „сердце черство и душа холодна“, источник не бьет жизни, не изливает веры… Какой холод!.. По-прежнему несчастный обречен на бесплодие…»
#3
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Письмо матери

Время создания
17/29 февраля 1848 года
Размер
16,5x16,1 см
Техника
бумага, рукопись, чернила, карандаш
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%