В 1944 году Литературный фонд подарил Павлу Петровичу Бажову пишущую машинку. Инициатором подношения был близкий друг автора сказов Евгений Андреевич Пермяк: он был прекрасно осведомлен о проблемах Бажова, связанных с бесконечно возрастающим объемом письменной работы и со стремительно ухудшающимся зрением.
Пишущая машинка Triumph Durabel
Время создания
1930-е — начало 1940-х годов
Место создания
город Краков, Польша
Размер
29x25x12 см
Техника
металл, пластмасса, кожа, ледерин, сборка, токарная обработка
Коллекция
Выставка
0
Открыть в приложении#2
#10
Как-никак, переход от зрячего положения к слепоте — это Вам не щелчок или даже незаслуженный удар по творческой линии, а гораздо хуже… Доходило даже до того, что часами сидел с закрытыми глазами, — приучал себя к этому неизбежному состоянию. Ничего, разумеется, не писал. Было как-то неприятно видеть строку, которую ты можешь разобрать лишь через лупу.
Жалобы Бажова П.П. на ухудшение зрения
#7
Изначально Пермяк планировал получить у Литфонда субсидию на оплату личного секретаря-стенографистки для Бажова, но Павел Петрович был категорически против: с одной стороны, его не устраивало присутствие третьего в диалоге автора и текста (будь то очерк, сказ, письмо или официальный документ), с другой, не хотелось стеснять ожиданием новой строчки постороннего человека и самому чувствовать стеснение.
А машинка, по мнению Бажова, никак не соотносилась с творческим процессом. Он шутливо предлагал представить себе, например, Александра Сергеевича Пушкина, печатающего свои бессмертные строки на механическом аппарате. По мнению Бажова, это было бы несуразно и даже оскорбительно — для создания литературных произведений.
Правда, в конце концов Бажов сдался, но дал согласие только на машинку. Учился, как он выражался, «выстукивать» постепенно, вслепую, зато уже в конце жизни называл машинку своей «механической помощницей» и практически не обходился без нее. Печатал в основном письма, статьи, рецензии, всю депутатскую работу, а также перенабирал сказы для редакций периодики и издательств.
Павел Петрович вспоминал этот процесс так: «Печатаю, разумеется, медленно, строка у меня вихляет, знаки проскакивают, но уже для моих адресатов это лучше, т. к. не придется разбирать мой стариковский почерк. Для меня тоже, пожалуй, уже лучше, т. к. машинка позволяет печатать без напряжения зрения».
А машинка, по мнению Бажова, никак не соотносилась с творческим процессом. Он шутливо предлагал представить себе, например, Александра Сергеевича Пушкина, печатающего свои бессмертные строки на механическом аппарате. По мнению Бажова, это было бы несуразно и даже оскорбительно — для создания литературных произведений.
Правда, в конце концов Бажов сдался, но дал согласие только на машинку. Учился, как он выражался, «выстукивать» постепенно, вслепую, зато уже в конце жизни называл машинку своей «механической помощницей» и практически не обходился без нее. Печатал в основном письма, статьи, рецензии, всю депутатскую работу, а также перенабирал сказы для редакций периодики и издательств.
Павел Петрович вспоминал этот процесс так: «Печатаю, разумеется, медленно, строка у меня вихляет, знаки проскакивают, но уже для моих адресатов это лучше, т. к. не придется разбирать мой стариковский почерк. Для меня тоже, пожалуй, уже лучше, т. к. машинка позволяет печатать без напряжения зрения».
#12
Пишущая машинка Triumph Durabel
#11
Министерство культуры РФ
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Пишущая машинка Triumph Durabel
Время создания
1930-е — начало 1940-х годов
Место создания
город Краков, Польша
Размер
29x25x12 см
Техника
металл, пластмасса, кожа, ледерин, сборка, токарная обработка
Коллекция
Выставка
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться