Не так воспетая в стихах и фильмах, как скажем, будёновка или бескозырка, но от этого не менее знаменитая и пилотка в армии уже более 100 лет остается удобным головным убором. Став главной частью образа советского солдата. Защитная пилотка с красной звездой напоминает нам о Великой Победе и воинской доблести.
Вначале был берет
В XIX веке военнослужащие британской армии носили береты. А с развитием авиации и появлением военно-воздушных сил, именно британские пилоты, перед вылетом складывали свои береты в узкую полоску под погон. Забывая после полета расправить головной убор.
В русской армии похожий мягкий складной головной убор впервые появился в 1913 году авиационных и воздухоплавательных частях. Называли её тогда «перелетка» или «полетка» (полетная складная шапка), а лётчики звались пилотами. Название быстро преобразовалась в «пилотку» и прижилось в русском языке. Складную шапку офицерам разрешалось надевать в полётах, при работе у летательных аппаратов, на аэродромах между полётами, то есть, когда не было причины носить фуражку. Правда, этим правилам часто пренебрегали. Пилоты гордились своей принадлежностью к авиации, а их головной убор был хорошим способом выделиться среди военных. В годы Первой мировой войны пилотки стали носить военнослужащие технических родов войск: авиаторы, артиллеристы, танкисты. Использовались в пилотки летчиками и после революции в годы Гражданской войны.
В русской армии первым, кто примерил складную шапку, были курсанты военных курсов. Заметим, многие командиры Красной Армии считали пилотку царским пережитком. Возрождение и признание пилотки произошло в 1934–1935 годах и было связано «…с общим культурным ростом начальствующего состава армии и необходимости улучшения вида командира».
Вначале разрабатывались форма для военнослужащих механизированных частей и авиации. Но уже в конце 1935 года приказом Наркомата обороны ввели новую форму одежды для личного состава всех родов войск Красной Армии. Теперь пилотка полагалось всему командно-начальствующему и рядовому составу для комбинированной носки с стальным шлемом и для работы в поле. Так пилотка потеснила знаменитую буденовку. Для рядового состава Красной Армии головной убор шился из хлопчатобумажной ткани цвета хаки для всех родов войск. Исключение составляли авиаторы и танкисты (соответственно: синий и стальной цвета). В сравнении с офицерской, солдатская пилотка не предполагало цветных кантов, определяющих род войск.
1 февраля 1941 года на основании постановления Центрального Комитета партии и Совнаркома СССР Народный комиссариат обороны объявил приказ № 005 включавший предметы вещевого имущества. По новым правилам для всех родов войск пилотки устанавливались цвета хаки, для командно-начальствующего состава отменялись цветные канты и суконные звёзды.
С ведением в 1943 году новых знаков различия, суконная пилотка цвета хаки стала принадлежностью полевой формы комсостава. Курсантам, младшему командному и рядовому составу полагались только хлопчатобумажная пилотка. После Победы и до 1988 года значительных изменений в положении пилотке не происходило. Она по-прежнему оставалась предметом личной летней повседневной, полевой и рабочей формой одежды курсантов, сержантского и рядового состава армии.
Удобство и прагматизм сыграли решающую роль. Пилотку можно сложить вдвое, второе пополам положить в карман поместить за ремень положить под погон. Она не требует отдельного ухода… А ещё это очень красиво. Без существенных изменений, но большим «послужным списком» пилотка завершила карьеру в Советской Армии с распадом Советского Союза.
Вначале был берет
В XIX веке военнослужащие британской армии носили береты. А с развитием авиации и появлением военно-воздушных сил, именно британские пилоты, перед вылетом складывали свои береты в узкую полоску под погон. Забывая после полета расправить головной убор.
В русской армии похожий мягкий складной головной убор впервые появился в 1913 году авиационных и воздухоплавательных частях. Называли её тогда «перелетка» или «полетка» (полетная складная шапка), а лётчики звались пилотами. Название быстро преобразовалась в «пилотку» и прижилось в русском языке. Складную шапку офицерам разрешалось надевать в полётах, при работе у летательных аппаратов, на аэродромах между полётами, то есть, когда не было причины носить фуражку. Правда, этим правилам часто пренебрегали. Пилоты гордились своей принадлежностью к авиации, а их головной убор был хорошим способом выделиться среди военных. В годы Первой мировой войны пилотки стали носить военнослужащие технических родов войск: авиаторы, артиллеристы, танкисты. Использовались в пилотки летчиками и после революции в годы Гражданской войны.
В русской армии первым, кто примерил складную шапку, были курсанты военных курсов. Заметим, многие командиры Красной Армии считали пилотку царским пережитком. Возрождение и признание пилотки произошло в 1934–1935 годах и было связано «…с общим культурным ростом начальствующего состава армии и необходимости улучшения вида командира».
Вначале разрабатывались форма для военнослужащих механизированных частей и авиации. Но уже в конце 1935 года приказом Наркомата обороны ввели новую форму одежды для личного состава всех родов войск Красной Армии. Теперь пилотка полагалось всему командно-начальствующему и рядовому составу для комбинированной носки с стальным шлемом и для работы в поле. Так пилотка потеснила знаменитую буденовку. Для рядового состава Красной Армии головной убор шился из хлопчатобумажной ткани цвета хаки для всех родов войск. Исключение составляли авиаторы и танкисты (соответственно: синий и стальной цвета). В сравнении с офицерской, солдатская пилотка не предполагало цветных кантов, определяющих род войск.
1 февраля 1941 года на основании постановления Центрального Комитета партии и Совнаркома СССР Народный комиссариат обороны объявил приказ № 005 включавший предметы вещевого имущества. По новым правилам для всех родов войск пилотки устанавливались цвета хаки, для командно-начальствующего состава отменялись цветные канты и суконные звёзды.
С ведением в 1943 году новых знаков различия, суконная пилотка цвета хаки стала принадлежностью полевой формы комсостава. Курсантам, младшему командному и рядовому составу полагались только хлопчатобумажная пилотка. После Победы и до 1988 года значительных изменений в положении пилотке не происходило. Она по-прежнему оставалась предметом личной летней повседневной, полевой и рабочей формой одежды курсантов, сержантского и рядового состава армии.
Удобство и прагматизм сыграли решающую роль. Пилотку можно сложить вдвое, второе пополам положить в карман поместить за ремень положить под погон. Она не требует отдельного ухода… А ещё это очень красиво. Без существенных изменений, но большим «послужным списком» пилотка завершила карьеру в Советской Армии с распадом Советского Союза.
Сохранилась пилотка в обмундировании военнослужащих и сейчас, причём статус её повысился: она стала предметом формы только кадровых военных. А головной убор советского солдата — уже история и наша память о страшной войне и Великой победе.