215-струнный (12 одинарных струн и шестнадцать 2-струнных хоров с навивкой, пятьдесят семь 3-струнных хоров без навивки) 2-клавиатурный 340-клавишный (85 клавиш в традиционной фортепианной клавиатуре и 255 клавиш в клавиатуре системы П. фон Янко) инструмент. Корпус изготовлен из дерева и покрыт черным лаком. На средней лицевой крышке накладная резьба (профиль Р. Вагнера) и 2 бронзовых подсвечника. Рама чугунная, литая, панцирного типа. Перекрестное расположение струн. Механика шпилерная, демпферы верхнего расположения. Нижняя клавиатура обычного типа, верхняя — системы П. Янко. Имеются: 3 педали (две педали — назначения и третья — приводит в действие специальное устройство для эффекта тремоло); 2 коленных рычага под клавиатурой.
Пианино экспериментальной конструкции перекрестнострунное
Время создания
1889
Место создания
Германия, Дрезден
Размер
90х153,5х134 см
Техника
дерево, металл, резьба, литье, лак
Коллекция
12
Открыть в приложении#1
Пианино экспериментальной конструкции перекрестнострунное
#2
#4
Это изобретение состоит в том, что обыкновенный клавир снабжается лестницевидной клавиатурой, имея которую исполнитель обеспечивает себе сверхбыструю игру с одной стороны, с другой — устраняет совершенно неизбежные при овладении искусством клавирной игры напряжения (физические затраты)…. В настоящее время венскому фортепианному фабриканту R. W. Kurka, который уже снискал себе известность в музыкальном мире, удалось изготовить инструмент согласно идее г-на v. Janko с лестницевидной клавиатурой, на которой изобретатель 25 марта выступил с докладом и игрой в небольшом концертном зале и имел ошеломляющий успех. Так, г-н v. Janko на примере исполнения рапсодии Брамса G-moll доказал, что на своей клавиатуре он может исполнять произведения в любой тональности, относительно рапсодии, например, от нот d — es, без труда, что на обыкновенном инструменте просто невозможно. Г-н v. Janko с легкостью преодолевал трудности, заключенные для исполнителей в известном Этюде Шопена Es-dur, op. 10, № 11, также он один исполнил 4-ручное переложение для фортепиано Хор пилигримов из Тангейзера. В органной фуге Баха г-н v. Janko исполнил одновременно органные и педальные голоса, а в им самим сочиненном Парафразе для своей клавиатуры на прелестный Вальс Делиба из Наили прозвучали совершенно новые звуковые и игровые эффекты. Аудитория, состоявшая почти исключительно из критиков и специалистов по музыке, и следовавшая с непрекращающимися аплодисментами за рассказом и игрой этого достойного молодого человека, исчерпывающе разъяснявшего суть своего изобретения, составила обстоятельное представление об отличиях старой клавиатуры от новой
Отзыв на игру Янко, появившийся в венской «Deutsche Zeitung» за 1886 г.
#5
Однако несмотря ни на достоинства, ни на восторженные отзывы критиков и пианистов клавиатура Янко не получила широкого распространения. Педагогам не хватило «революционности» для того, чтобы на ней обучать фортепианной игре начинающих, а зрелым пианистам — переучивать свой репертуар заново…
#3
СПбГМТиМИ
читать дальшескрыть
Пианино экспериментальной конструкции перекрестнострунное
Время создания
1889
Место создания
Германия, Дрезден
Размер
90х153,5х134 см
Техника
дерево, металл, резьба, литье, лак
Коллекция
12
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться