Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Развитие подносного промысла в XVIII–XXI веках»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Пест-курант

Время создания
конец XIX века
Место создания
Российская империя, заводской поселок Нижнетагильск
Размер
35x25x30 см
Техника
мрамор; шлифовка
0
Открыть в приложении
#1

Представленный в экспозиции мраморный пест, который также называли курантом, был необходим для изготовления минеральных красок, использовавшихся в процессе росписи подносов. В переводе с французского слово «курант» означает «бегущий», «текущий». В обиход русских художников этот термин вошел в XVIII столетии.

Пест представляет собой одно из самых древних орудий труда. Его мастерили из самых различных материалов: камня, дерева, металла и кости. Однако в деле изготовления красок чаще всего использовались каменные песты, в основном мраморные, так как каменная поверхность была нейтральной и практически не вступала во взаимодействие с минералами, в отличие от металлических и деревянных.

Притертый к каменной (мраморной) плите, которая являлась палитрой, курант мог быть конусообразной или грибовидной формы, иметь широкое и плоское основание. Обычно мастера предварительно дробили минералы в ступке до мелкого состояния, а уже потом растирали на плите в мелкий порошок.

Крупные куранты изготавливали из камня прочных горных пород. На плиту обычно шел тот же материал, что и на пест. Нижнетагильские художники изготавливали куранты из мрамора, гранита, редко — из кости. Этот предмет из коллекции музея изготовили из мрамора в конце XIX века.

Для росписи тагильских подносов применялись краски из таких природных материалов, как цветная глина, богатые залежи которой обнаружили вдоль берегов реки Лебяжки, природные уральские минералы, которые находили на отвалах горы Высокой.

После дробления в ступке и растирания курантом полученный порошок смешивали с олифой для получения краски, одной из самых знаменитых среди уральских была малахитница. Эту краску изготавливали из «бросового» малахита, который не был пригоден для создания ювелирных изделий.

В центральной России малахитницу называли «зеленью». Как краситель малахит традиционно использовался иконописцами, так как цвет его пигмента был очень устойчивым. Благодаря малахитнице тагильские подносы имели яркий и насыщенный зеленый фон. Также этой краской могли покрывать сундуки местного производства и крыши домов.
#4
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Пест-курант

Время создания
конец XIX века
Место создания
Российская империя, заводской поселок Нижнетагильск
Размер
35x25x30 см
Техника
мрамор; шлифовка
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%