Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Зановокузнецк»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Первый трамвай Сибири

9
Открыть в приложении
#1
Первый трамвай Сибири
#3

Первый трамвай в Сибири появился именно в Новокузнецке. В далеком 1933 году он впервые проехал по будущему проспекту Металлургов.

#2
Рельсы среди землянок. 4 километра путей через болото построили вручную за рекордные полгода. Газета «Большевистская сталь» в номере за 30 ноября 1933 года пишет: «Пугая собак и набожных граждан, трамвай промчался по городу». Архивный репортаж сохранил текст лозунга, которым был украшен борт вагона: «Первый звонок трамвая в равнинах каторжного края».

Строили трамвайные пути по традиции тех лет: ударными темпами, превратив проект в подвиг. На укладку мобилизовали 800 крестьян. Они вручную отсыпали полотно речной галькой, уложили шпалы и настелили рельсы от вокзала до завода, по будущему проспекту Металлургов.

Место под скоростной транспорт пришлось освобождать: часть маршрута пролегала по нынешней площади Маяковского, а на тот момент эта территория была плотно застроена землянками. Самострой беспощадно снесли. При этом немногим счастливчикам выделили взамен комнаты. Кому в бараках, поближе к заводу, кому — в первых каменных домах Соцгорода. Большинству просто показали место, пригодное для рытья новых землянок.

Трамвай Сталинска мог бы стать и «первым за Уралом», но не случилось: в далеком Владивостоке это чудо цивилизации освоили все-таки раньше. Хоть и не в таких масштабах: там линия была короче. Но «первенец Сибири» — тоже немалое достижение.

Поначалу трамваи не могли ездить без кирпичей. Без раскаленных на костре кирпичей, которые укладывали под сиденья водителю и кондуктору. Вагоны были неотапливаемые. В них без кирпичной «грелки» — холодно. На конечных остановках даже дежурил специальный рабочий, в обязанности которого входило топить жаровню и греть кирпичи для следующего рейса.

В стандартный набор инструментов кондуктора помимо сумки с билетиками входил деревянный скребок. Чтобы счищать иней с внутренней стороны лобового стекла. Иначе вагоновожатый не видел дороги.

В первые годы курсирующие между вокзалом и заводами вагоны были даже аттракционом. Прокатиться на трамвайчике, пусть и на подножке, ухватившись за поручень, считалось обязательной частью программы культурного досуга. К тому же, это был единственный способ добраться «с ветерком» из одного конца города в другой. Фактически — единственный вид общественного городского транспорта.

А еще трамвай был символом. Это был еще один толчок для поднятия морального духа строителей. Агитационный прием. Запустить трамвай, когда еще и города-то как такового не было — очень по-кузнецки.
#4
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Первый трамвай Сибири

9
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

Ошибка на сайте

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%