#1
Первый трамвай Сибири
#3
#2
Рельсы среди землянок. 4 километра путей через болото построили вручную за рекордные полгода. Газета «Большевистская сталь» в номере за 30 ноября 1933 года пишет: «Пугая собак и набожных граждан, трамвай промчался по городу». Архивный репортаж сохранил текст лозунга, которым был украшен борт вагона: «Первый звонок трамвая в равнинах каторжного края».
Строили трамвайные пути по традиции тех лет: ударными темпами, превратив проект в подвиг. На укладку мобилизовали 800 крестьян. Они вручную отсыпали полотно речной галькой, уложили шпалы и настелили рельсы от вокзала до завода, по будущему проспекту Металлургов.
Место под скоростной транспорт пришлось освобождать: часть маршрута пролегала по нынешней площади Маяковского, а на тот момент эта территория была плотно застроена землянками. Самострой беспощадно снесли. При этом немногим счастливчикам выделили взамен комнаты. Кому в бараках, поближе к заводу, кому — в первых каменных домах Соцгорода. Большинству просто показали место, пригодное для рытья новых землянок.
Трамвай Сталинска мог бы стать и «первым за Уралом», но не случилось: в далеком Владивостоке это чудо цивилизации освоили все-таки раньше. Хоть и не в таких масштабах: там линия была короче. Но «первенец Сибири» — тоже немалое достижение.
Поначалу трамваи не могли ездить без кирпичей. Без раскаленных на костре кирпичей, которые укладывали под сиденья водителю и кондуктору. Вагоны были неотапливаемые. В них без кирпичной «грелки» — холодно. На конечных остановках даже дежурил специальный рабочий, в обязанности которого входило топить жаровню и греть кирпичи для следующего рейса.
В стандартный набор инструментов кондуктора помимо сумки с билетиками входил деревянный скребок. Чтобы счищать иней с внутренней стороны лобового стекла. Иначе вагоновожатый не видел дороги.
В первые годы курсирующие между вокзалом и заводами вагоны были даже аттракционом. Прокатиться на трамвайчике, пусть и на подножке, ухватившись за поручень, считалось обязательной частью программы культурного досуга. К тому же, это был единственный способ добраться «с ветерком» из одного конца города в другой. Фактически — единственный вид общественного городского транспорта.
А еще трамвай был символом. Это был еще один толчок для поднятия морального духа строителей. Агитационный прием. Запустить трамвай, когда еще и города-то как такового не было — очень по-кузнецки.
Строили трамвайные пути по традиции тех лет: ударными темпами, превратив проект в подвиг. На укладку мобилизовали 800 крестьян. Они вручную отсыпали полотно речной галькой, уложили шпалы и настелили рельсы от вокзала до завода, по будущему проспекту Металлургов.
Место под скоростной транспорт пришлось освобождать: часть маршрута пролегала по нынешней площади Маяковского, а на тот момент эта территория была плотно застроена землянками. Самострой беспощадно снесли. При этом немногим счастливчикам выделили взамен комнаты. Кому в бараках, поближе к заводу, кому — в первых каменных домах Соцгорода. Большинству просто показали место, пригодное для рытья новых землянок.
Трамвай Сталинска мог бы стать и «первым за Уралом», но не случилось: в далеком Владивостоке это чудо цивилизации освоили все-таки раньше. Хоть и не в таких масштабах: там линия была короче. Но «первенец Сибири» — тоже немалое достижение.
Поначалу трамваи не могли ездить без кирпичей. Без раскаленных на костре кирпичей, которые укладывали под сиденья водителю и кондуктору. Вагоны были неотапливаемые. В них без кирпичной «грелки» — холодно. На конечных остановках даже дежурил специальный рабочий, в обязанности которого входило топить жаровню и греть кирпичи для следующего рейса.
В стандартный набор инструментов кондуктора помимо сумки с билетиками входил деревянный скребок. Чтобы счищать иней с внутренней стороны лобового стекла. Иначе вагоновожатый не видел дороги.
В первые годы курсирующие между вокзалом и заводами вагоны были даже аттракционом. Прокатиться на трамвайчике, пусть и на подножке, ухватившись за поручень, считалось обязательной частью программы культурного досуга. К тому же, это был единственный способ добраться «с ветерком» из одного конца города в другой. Фактически — единственный вид общественного городского транспорта.
А еще трамвай был символом. Это был еще один толчок для поднятия морального духа строителей. Агитационный прием. Запустить трамвай, когда еще и города-то как такового не было — очень по-кузнецки.
#4
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
9
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться