В середине XX века живопись владимирского края развивалась в русле общих тенденций советского изобразительного искусства и соответствовала общепринятому направлению социалистического реализма.
Перед демонстрацией
Живописцы, графики и скульпторы стремились обращаться к темам, отражающим успехи послевоенного строительства, и писали портреты политических деятелей. Однако, зачастую художников обвиняли в том, что на областных выставках преобладал пейзажный жанр.
Чтобы со стороны руководящих органов не было подобных замечаний, многие пейзажисты раскрывали темы, требуемые руководством страны, через обращение к мотивам и сюжетам, несущим советскую символику.
Вячеслав Александрович Фильберт (1906–1969)
Как художник небольших этюдов и последователь направления импрессионизма он был исключен из членов авторитетной творческой организации.
В этюде «Перед демонстрацией» Вячеслав Фильберт изображает сбор детей на первомайский праздник, который сейчас отмечается как Праздник Весны и Труда, а на момент создания произведения — «День Интернационала». В СССР многотысячные майские демонстрации проходили в центре города, сопровождались концертами и шумными гуляниями.
Автор не стремился к натуралистичной фиксации происходящего на празднике, но к передаче конкретного состояния пасмурного дня. Обращает на себя внимания ритм пятен красных флагов и белых рубашек с пионерскими галстуками.
Идеологическую символику демонстрирует и этюд Фильберта «Пионерский костер». Изображение огня присутствовало на пионерских значках. Оно перекликалось с символом костра в гимне пионерской организации: «Взвейтесь кострами, синие ночи! Мы — пионеры, дети рабочих!».
Несмотря на то, что при жизни Фильберт не получил должной оценки, сейчас его имя вписано в когорту владимирских художников, которые создали крепкую базу для становления Владимирской школы живописи.
Кроме того, как искусствоведу, его перу принадлежат первые заметки и статьи о Киме Бритове и Владимире Юкине, впоследствии признанных основателями Владимирской школы живописи.