«Я хочу любить только одну во всю жизнь… Пусть у меня будет одна любовь. Второй любви я не хочу», — писал в дневнике Николай Чернышевский, и его мечта сбылась. Вступление в брак с Ольгой Васильевой 29 апреля 1853 года стало важнейшим событием в жизни Николая Чернышевского. Церемония венчания проходила в Нерукотворно-Спасской церкви Саратова. То была «семейная» церковь Чернышевских: здесь служили дед и отец Николая Гавриловича, здесь же крестили и самого маленького Николеньку. Венчал молодых его крестный отец Федор Вязовский. Этот день навсегда стал одним из главных праздников для Николая Чернышевского.
Жених к своим 25 годам — близорукий блондин невысокого роста и человек со сложившимися убеждениями. Существовавшие тогда в России семейные отношения он считал негармоничными и был в этом далеко не одинок — о возникновении кризиса в институте брака писали в своих литературных произведениях также Александр Герцен, Лев Толстой, Иван Гончаров, Михаил Салтыков-Щедрин, Федор Достоевский.
Николай Чернышевский так объяснял невесте причину кризисной ситуации и выход из нее: «Женщина должна быть равна мужчине. Но когда палка долго искривлена в одну сторону, чтобы выпрямить ее, должно много перегнуть на другую сторону. Так и теперь: женщины ниже мужчин. Каждый порядочный человек обязан ставить свою жену выше себя — этот временный перевес необходим для будущего равенства».
Идеи Н. Г. Чернышевского о перестройке семейного быта на началах эмансипации женщины нашли отражение в романе «Что делать?» и повлияли как на семейную жизнь самого писателя, так и на взгляды молодежи 1860-х годов. Союз Николая Чернышевского и Ольги Васильевой оказался прочным. И хотя он не был идиллическим, выдержал испытание двадцатилетней разлукой.
Венчальные перчатки из белой лайки Николая Чернышевского сохранились благодаря его жене Ольге Сократовне. Семейные реликвии в значительной части поступили в музей при его основании в 1920 году, когда их перевезли из Петербурга в саратовский дом семьи Чернышевских. С тех пор их всегда включают в состав постоянных экспозиций.
Жених к своим 25 годам — близорукий блондин невысокого роста и человек со сложившимися убеждениями. Существовавшие тогда в России семейные отношения он считал негармоничными и был в этом далеко не одинок — о возникновении кризиса в институте брака писали в своих литературных произведениях также Александр Герцен, Лев Толстой, Иван Гончаров, Михаил Салтыков-Щедрин, Федор Достоевский.
Николай Чернышевский так объяснял невесте причину кризисной ситуации и выход из нее: «Женщина должна быть равна мужчине. Но когда палка долго искривлена в одну сторону, чтобы выпрямить ее, должно много перегнуть на другую сторону. Так и теперь: женщины ниже мужчин. Каждый порядочный человек обязан ставить свою жену выше себя — этот временный перевес необходим для будущего равенства».
Идеи Н. Г. Чернышевского о перестройке семейного быта на началах эмансипации женщины нашли отражение в романе «Что делать?» и повлияли как на семейную жизнь самого писателя, так и на взгляды молодежи 1860-х годов. Союз Николая Чернышевского и Ольги Васильевой оказался прочным. И хотя он не был идиллическим, выдержал испытание двадцатилетней разлукой.
Венчальные перчатки из белой лайки Николая Чернышевского сохранились благодаря его жене Ольге Сократовне. Семейные реликвии в значительной части поступили в музей при его основании в 1920 году, когда их перевезли из Петербурга в саратовский дом семьи Чернышевских. С тех пор их всегда включают в состав постоянных экспозиций.