Пелена — это платок, который подвешивали под нижний ряд иконостаса или под особенно почитаемые иконы, находившиеся на отдельных постаментах или специально украшенных местах. Пелена «Спас Нерукотворный» из собрания Угличского музея была создана в XVII веке. На ней вышит тип изображения Христа, который восходит к древней легенде. По преданию, лик Иисуса чудесным образом отпечатался на полотняном платке, которым он вытер лицо после умывания. Позже этот платок вылечил царя древнего государства Осроена Авгаря V Уккаму от проказы и стал первой иконой в истории человечества.
На пелене вышиты два ангела, которые держат убрус — в иконописи и храмовой живописи так называется изображение полотна. Так мастерица-вышивальщица подчеркнула, откуда произошел образ Спаса Нерукотворного. Доличное — фоновые изображения на пелене — вышито очень плотно, что создает эффект кованого убранства. Оно выполнено золотным шитьем — из позолоченных, золотых или искусственных серебряных нитей. Этот прием пришел из Византии и использовался в церковной вышивке со времен крещения Руси.
По всей видимости, основу этой пелены выполнили московские мастера, которые работали в Угличе в конце XVII — начале XVIII веков. Создавали такие произведения сразу несколько мастеров. Сначала иконописец-знаменщик рисовал красками контур будущего изображения. Потом мастер-словописец наносил на полотно литургический текст или вкладные надписи — заметки различного содержания. После над основным изображением работали вышивальщицы, а травщики украшали одежды святых и фон растительными или геометрическими орнаментами.
Вероятно, изначально пелена «Спас Нерукотворный» использовалась для храмовой иконы деревянной Спасской церкви. Сейчас на ее месте стоит каменный храм Рождества Иоанна Предтечи «на Волге» — из него в 1922 году пелена поступила в Угличский музей. Этот храм считается одним из важнейших архитектурных памятников Углича. Он был возведен в конце XVII века на деньги богатого угличского купца Никифора Чеполосова в память о погибшем в младенческом возрасте сыне Иоанне.
На пелене вышиты два ангела, которые держат убрус — в иконописи и храмовой живописи так называется изображение полотна. Так мастерица-вышивальщица подчеркнула, откуда произошел образ Спаса Нерукотворного. Доличное — фоновые изображения на пелене — вышито очень плотно, что создает эффект кованого убранства. Оно выполнено золотным шитьем — из позолоченных, золотых или искусственных серебряных нитей. Этот прием пришел из Византии и использовался в церковной вышивке со времен крещения Руси.
По всей видимости, основу этой пелены выполнили московские мастера, которые работали в Угличе в конце XVII — начале XVIII веков. Создавали такие произведения сразу несколько мастеров. Сначала иконописец-знаменщик рисовал красками контур будущего изображения. Потом мастер-словописец наносил на полотно литургический текст или вкладные надписи — заметки различного содержания. После над основным изображением работали вышивальщицы, а травщики украшали одежды святых и фон растительными или геометрическими орнаментами.
Вероятно, изначально пелена «Спас Нерукотворный» использовалась для храмовой иконы деревянной Спасской церкви. Сейчас на ее месте стоит каменный храм Рождества Иоанна Предтечи «на Волге» — из него в 1922 году пелена поступила в Угличский музей. Этот храм считается одним из важнейших архитектурных памятников Углича. Он был возведен в конце XVII века на деньги богатого угличского купца Никифора Чеполосова в память о погибшем в младенческом возрасте сыне Иоанне.