Почти две тысячи лет назад, в те времена, когда Египет был одной из провинций Римской Империи, подобные пелены были частью погребального культа: ими накрывали тело умершего, а, возможно, и украшали стены гробниц. В какой-то момент пелены приобрели такую популярность, что их производство стало массовым: изображения тела умершего и фигур богов — Анубиса и Осириса — изготавливали заранее, а затем на них наклеивали портрет.
Несмотря на широкое распространение, такие пелены, как эта — редкие предметы в музейных коллекциях. Всего в мире подобных пелен известно шесть. И эта — единственная, на которой изображена женщина, держащая за руку ребенка. Высказывалось предположение, что это девочка, однако судить только по чертам лица трудно. Ребенок одет в белую детскую тогу с черными полосками (клавами); на голове у него прическа, характерная именно для мальчиков — так называемый «локон юности», прядь волос над правым ухом. Таким образом, изображен, скорее всего, мальчик. Молодая женщина одета в длинную розовую тунику с темно-лиловыми клавами — знак высокого социального статуса. Сверху наброшен белый плащ. В правой руке у нее маленькая сумочка розовато-желтого цвета. В левой руке женщина держит ветку мирта. Мать и ребенок — босые.
Несмотря на плохую сохранность, совершенно очевидно, что пелена была выполнена выдающимся мастером. Об этом говорят как высокое художественное качество, так и умелое сочетание изобразительных и иконографических приемов древнеегипетской и античной традиций. Вне всякого сомнения, перед нами уникальный памятник мирового искусства.
Несмотря на широкое распространение, такие пелены, как эта — редкие предметы в музейных коллекциях. Всего в мире подобных пелен известно шесть. И эта — единственная, на которой изображена женщина, держащая за руку ребенка. Высказывалось предположение, что это девочка, однако судить только по чертам лица трудно. Ребенок одет в белую детскую тогу с черными полосками (клавами); на голове у него прическа, характерная именно для мальчиков — так называемый «локон юности», прядь волос над правым ухом. Таким образом, изображен, скорее всего, мальчик. Молодая женщина одета в длинную розовую тунику с темно-лиловыми клавами — знак высокого социального статуса. Сверху наброшен белый плащ. В правой руке у нее маленькая сумочка розовато-желтого цвета. В левой руке женщина держит ветку мирта. Мать и ребенок — босые.
Подобный двойной портрет не встречается более ни на одной из известных нам погребальных пелен. Вполне вероятно, что мать и сын умерли одновременно и поэтому изображены вместе на погребальном саване. Возможно также, что умерла только женщина, а художник добавил рядом с ней изображение ребенка для того, чтобы указать на ее материнство. Мать и сына сопровождают бог бальзамирования и проводник в царство мертвых Анубис, в образе человека с головой шакала, и царь загробного мира Осирис.
Несмотря на плохую сохранность, совершенно очевидно, что пелена была выполнена выдающимся мастером. Об этом говорят как высокое художественное качество, так и умелое сочетание изобразительных и иконографических приемов древнеегипетской и античной традиций. Вне всякого сомнения, перед нами уникальный памятник мирового искусства.