В XIX веке печати-штампики с личной монограммой были очень популярной вещицей. Зачастую они выглядели как настоящее произведение искусства, их дарили и по торжественному поводу, и просто так. Личные вензеля в письме и маленькие печатки вместе с качественной бумагой, чернилами и красивым почерком делали обычное письмо предметом эстетического удовольствия.
Не был исключением и Михаил, младший сын Николая Чернышевского. В фондах музея сохранилось несколько печатей и штампов с инициалами «М. Ч.». Один из экспонатов — его печатка из топаза, сделанная 1900-е годы. Михаил Николаевич в это время жил в Санкт-Петербурге и достаточно успешно строил карьеру в железнодорожном ведомстве. Он был типичным представителем столичной интеллигенции конца XIX века, и эта печатка дает представление о вкусе и чувстве юмора владельца. Фигуру медведя для печатки он выбрал в соответствии со своим именем.
Михаил Чернышевский был лично знаком с министром путей сообщения Сергеем Витте, который и пригласил его на службу в Департамент железнодорожных дел. По работе Михаил часто ездил в длительные командировки и писал оттуда письма родным. Печатку с медведем он использовал на конвертах.
Младший сын писателя-революционера прожил трудную и насыщенную событиями жизнь. Не получив университетского образования, он самостоятельно приобрел обширные знания во многих областях. Исключительное трудолюбие и широта взглядов способствовали тому, что он стал одним из первых исследователей жизни и деятельности своего отца.
Владимир Бонч-Бруевич причислял Михаила Чернышевского к прогрессивным издателям царского времени, которые «вкладывали не только свои средства, но и свою душу», не извлекая при этом для себя лично никакой прибыли. Он писал, что Михаил «так много сделал для собрания сочинений Николая Гавриловича, что наша литература <…> не может не относиться самым почтительным образом не только к самому Н. Г. Чернышевскому, но и к его сыну».
Собирательская и исследовательская деятельность, заботы о сохранении памяти Николая Чернышевского принесли младшему сыну писателя известность музейного работника и научный авторитет. Современники удивлялись его «изумительному трудолюбию и неустанности» в научной и пропагандистской работе.
Не был исключением и Михаил, младший сын Николая Чернышевского. В фондах музея сохранилось несколько печатей и штампов с инициалами «М. Ч.». Один из экспонатов — его печатка из топаза, сделанная 1900-е годы. Михаил Николаевич в это время жил в Санкт-Петербурге и достаточно успешно строил карьеру в железнодорожном ведомстве. Он был типичным представителем столичной интеллигенции конца XIX века, и эта печатка дает представление о вкусе и чувстве юмора владельца. Фигуру медведя для печатки он выбрал в соответствии со своим именем.
Михаил Чернышевский был лично знаком с министром путей сообщения Сергеем Витте, который и пригласил его на службу в Департамент железнодорожных дел. По работе Михаил часто ездил в длительные командировки и писал оттуда письма родным. Печатку с медведем он использовал на конвертах.
Младший сын писателя-революционера прожил трудную и насыщенную событиями жизнь. Не получив университетского образования, он самостоятельно приобрел обширные знания во многих областях. Исключительное трудолюбие и широта взглядов способствовали тому, что он стал одним из первых исследователей жизни и деятельности своего отца.
Владимир Бонч-Бруевич причислял Михаила Чернышевского к прогрессивным издателям царского времени, которые «вкладывали не только свои средства, но и свою душу», не извлекая при этом для себя лично никакой прибыли. Он писал, что Михаил «так много сделал для собрания сочинений Николая Гавриловича, что наша литература <…> не может не относиться самым почтительным образом не только к самому Н. Г. Чернышевскому, но и к его сыну».
Собирательская и исследовательская деятельность, заботы о сохранении памяти Николая Чернышевского принесли младшему сыну писателя известность музейного работника и научный авторитет. Современники удивлялись его «изумительному трудолюбию и неустанности» в научной и пропагандистской работе.