Пайцза Абдуллах-хана. Улус Джучи (Золотая Орда). Вторая половина XIV века. Копия. Государственный Эрмитаж.
Пайцза в переводе с китайского означает «табличка» или «дощечка». Так называли пластину из дерева или металла с надписью, которую выдавали китайские, монгольские и золотоордынские правители разным лицам. Бирка символизировала, что хан делегировал её обладателю власть и наделил его особыми полномочиями или статусом.
В соответствии с ханским указом любые приказания и даже желания того, кто предъявлял пайцзу, выполняли немедленно и беспрекословно. Пайцза могла быть деревянной, медной, серебряной или золотой. Иногда её украшали драгоценными камнями, и подвешивали ее к поясу. По рисунку можно было узнать ранг владельца. Например, темник (военачальник) носил при себе золотую пайцзу с изображением лежащего тигра или льва в нижней части. Тысячник, который управлял тысячей воинов, также носил золотую или позолоченную пайцзу, а сотник — серебряную. Когда требовалось наделить официальное лицо высшей властью, символом на пластинке была птица кречет.
Надпись на всех видах пайцзы была одна: «Силой вечного неба имя хана да будет свято; кто не поверит — должен быть убит». Золотоордынские пайцзы служили также своеобразным металлическим удостоверением к письменному документу — ярлыку. Если документ по каким-то причинам утрачивал силу, пайцза у держателя оставалась до получения нового ярлыка. На весь период правления хана достаточно было иметь одну пайцзу.
В экспозиции Музея истории государственности татарского народа и Республики Татарстан хранится копия бирки хана Абдуллаха, который правил в Золотой Орде в 1361–1370 годы.
Пайцза Абдуллах-хана — серебряная пластина продолговато-овальной формы с отверстием для шнура. Ее длина составляет 26,5 см. Монгольская надпись уйгурским письмом гласит: «Силою вечного неба. Покровительством великого могущества. Если кто не будет относиться с благоговением к указу Абдуллах-хана, тот подвергнется [материальному] ущербу и умрет». Ярлык нашли в 1845 году в селе Грушевка около г. Никополя Екатеринославской губернии (современная территория Украины). Оригинал пластины находится в экспозиции Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге.
Пайцза в переводе с китайского означает «табличка» или «дощечка». Так называли пластину из дерева или металла с надписью, которую выдавали китайские, монгольские и золотоордынские правители разным лицам. Бирка символизировала, что хан делегировал её обладателю власть и наделил его особыми полномочиями или статусом.
В соответствии с ханским указом любые приказания и даже желания того, кто предъявлял пайцзу, выполняли немедленно и беспрекословно. Пайцза могла быть деревянной, медной, серебряной или золотой. Иногда её украшали драгоценными камнями, и подвешивали ее к поясу. По рисунку можно было узнать ранг владельца. Например, темник (военачальник) носил при себе золотую пайцзу с изображением лежащего тигра или льва в нижней части. Тысячник, который управлял тысячей воинов, также носил золотую или позолоченную пайцзу, а сотник — серебряную. Когда требовалось наделить официальное лицо высшей властью, символом на пластинке была птица кречет.
Надпись на всех видах пайцзы была одна: «Силой вечного неба имя хана да будет свято; кто не поверит — должен быть убит». Золотоордынские пайцзы служили также своеобразным металлическим удостоверением к письменному документу — ярлыку. Если документ по каким-то причинам утрачивал силу, пайцза у держателя оставалась до получения нового ярлыка. На весь период правления хана достаточно было иметь одну пайцзу.
В экспозиции Музея истории государственности татарского народа и Республики Татарстан хранится копия бирки хана Абдуллаха, который правил в Золотой Орде в 1361–1370 годы.
Пайцза Абдуллах-хана — серебряная пластина продолговато-овальной формы с отверстием для шнура. Ее длина составляет 26,5 см. Монгольская надпись уйгурским письмом гласит: «Силою вечного неба. Покровительством великого могущества. Если кто не будет относиться с благоговением к указу Абдуллах-хана, тот подвергнется [материальному] ущербу и умрет». Ярлык нашли в 1845 году в селе Грушевка около г. Никополя Екатеринославской губернии (современная территория Украины). Оригинал пластины находится в экспозиции Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге.