Василий Никитич Кучумов родился в Ярославской губернии в 1888 году. Будущий художник с детства интересовался русской историей, особенно петровской эпохой.
С 1910 по 1916 год учился в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств у художника-передвижника и графика Владимира Егоровича Маковского. В первые же годы проявил себя как талантливый живописец. По окончании Академии художеств получил звание художника живописи. Его дипломной работой была картина «Петр I осматривает статую Венеры в Летнем дворце».
В 1911 году получил вторую премию Академии за эскиз «Саломея приносит голову Иоанна Крестителя».
После окончания училища Василий Никитич участвовал в различных российских выставках.
Василий Кучумов был увлечен творчеством художественного объединения «Мир искусства» и их философско-эстетическими взглядами.
В своей творческой деятельности художник часто обращался к историческому жанру. Его интересовали традиции Петербурга, культура русского быта, интерьеры купеческих и дворянских домов.
В экспозиции Художественно-исторического музея им. А.В. Григорьева представлено его произведение под названием «Павловский большой дворец. Гобеленовая комната». На полотне Василий Никитич Кучумов изобразил парадный интерьер дворцовой комнаты.
Мастер тщательно прописал яркие краски гобелена, хрустальную люстру и роскошную мебель. Картина несет историческую ценность, так как в деталях описывает часть интерьера Павловского дворца, что важно для реставраторов.
Творчество Василия Никитича было многогранным. Он создал много живописных пейзажей и натюрмортов, часто и подолгу путешествовал по России.
Основная творческая деятельность Василия Никитича Кучумова была связана с его родным городом — Санкт-Петербургом и, впоследствии, Ленинградом. Там он жил и в военные годы.
В блокадное время художник был документалистом. В картинах этого периода он изображал руины и лежащие на снегу человеческие фигуры. В этих работах он в основном использовал градации серых тонов.