В экспозиции представлена школьная парта образца 1960-х годов, которая находилась в одной из школ города Северска. Она состоит из стола со специальной наклонной столешницей и скамейки, рассчитанной на двоих учеников.
Во второй половине XIX века в качестве мебели на занятиях использовали простые и недорогие столы и стулья. Однако ученые довольно быстро заметили, что здоровье школьников за несколько учебных лет значительно ухудшилось: в первую очередь испортились осанка и зрение.
Одним из первых, кто обратил на это особое внимание, стал известный российско-швейцарский гигиенист Федор Эрисман. Он провел исследования и в 28 лет опубликовал труд «Влияние школ на происхождение близорукости». В нем Эрисман связал ухудшение зрения и осанки с тем, что во время школьных занятий ученики неправильно сидят за столами. В 1870 году он предложил новое устройство школьной парты.
Новая парта, по задумке Эрисмана, должна была иметь наклонную столешницу: это позволяло читать текст в учебнике или тетради только под прямым углом. За такой партой было удобно рисовать или писать — локти ученика опирались на столешницу, и ему не приходилось нагибаться над столом. А поскольку Эрисман долгое время лечил заболевания глаз, он учел и оптимальное расстояние от лица школьника до тетради или учебника: оно составило 30-40 сантиметров.
Парты Эрисмана были одноместными, а не для двоих учеников, как раньше. Стулья соединялись со столом, чтобы оптимальное расстояние для чтения сохранялось.
Парту Эрисмана усовершенствовал Петр Коротков — петербургский студент, которого сослали в уральскую деревню за участие в революционном движении «Земля и воля». Школьные парты снова стали двухместными, но теперь у них появилась откидная крышка — чтобы ученикам было удобно вставать. Кроме того, предложенные Коротковым парты были гораздо легче предыдущего массивного варианта — их было проще перевозить или передвигать в случае необходимости.
Так как шкафчиков для вещей у учеников деревенских школ не было, Коротков предложил прикрутить к партам крючки для портфелей, а под столешницей сделать специальную полку для учебников. За эту разработку на Урало-Сибирской промышленной выставке 1887 года Короткова наградили серебряной медалью и дипломом об изобретении.
Во второй половине XIX века в качестве мебели на занятиях использовали простые и недорогие столы и стулья. Однако ученые довольно быстро заметили, что здоровье школьников за несколько учебных лет значительно ухудшилось: в первую очередь испортились осанка и зрение.
Одним из первых, кто обратил на это особое внимание, стал известный российско-швейцарский гигиенист Федор Эрисман. Он провел исследования и в 28 лет опубликовал труд «Влияние школ на происхождение близорукости». В нем Эрисман связал ухудшение зрения и осанки с тем, что во время школьных занятий ученики неправильно сидят за столами. В 1870 году он предложил новое устройство школьной парты.
Новая парта, по задумке Эрисмана, должна была иметь наклонную столешницу: это позволяло читать текст в учебнике или тетради только под прямым углом. За такой партой было удобно рисовать или писать — локти ученика опирались на столешницу, и ему не приходилось нагибаться над столом. А поскольку Эрисман долгое время лечил заболевания глаз, он учел и оптимальное расстояние от лица школьника до тетради или учебника: оно составило 30-40 сантиметров.
Парты Эрисмана были одноместными, а не для двоих учеников, как раньше. Стулья соединялись со столом, чтобы оптимальное расстояние для чтения сохранялось.
Парту Эрисмана усовершенствовал Петр Коротков — петербургский студент, которого сослали в уральскую деревню за участие в революционном движении «Земля и воля». Школьные парты снова стали двухместными, но теперь у них появилась откидная крышка — чтобы ученикам было удобно вставать. Кроме того, предложенные Коротковым парты были гораздо легче предыдущего массивного варианта — их было проще перевозить или передвигать в случае необходимости.
Так как шкафчиков для вещей у учеников деревенских школ не было, Коротков предложил прикрутить к партам крючки для портфелей, а под столешницей сделать специальную полку для учебников. За эту разработку на Урало-Сибирской промышленной выставке 1887 года Короткова наградили серебряной медалью и дипломом об изобретении.