В ходе исследования были определены образцы живописных резервов на вазах — это картины голландского художника Филипса Ваувермана (1619–1668) «У таверны» (Инв. АГКГ КП-4176, Ф-45) и «Переход через реку» (Инв. АГКГ КП — 4177, Ф-46), из коллекции Государственного Эрмитажа. Первая из них перенесена на фарфор художником Императорского фарфорового завода А. П. Нестеровым, вторая картина не имеет подписи.
Ваза парная овоидной формы
Время создания
вторая четверть XIX века
Место создания
Россия, Санкт-Петербург, Императорский фарфоровый завод
Размер
высота — 70,2 см, диаметр — 28,5 см; основание — 22×22 см
Техника
фарфор; крытье надглазурное, надглазурная полихромная роспись, золочение, цировка, золоченая бронза
Выставка
0
Открыть в приложении#3
#4
После реставрации
#5
В эпоху Николая I (1825–1855) на Императорском фарфоровом заводе были доведены до совершенства уже известные формы, приемы, старые и новые способы декорирования фарфора. Значительнейшим образом расширился ассортимент изделий завода, при этом мастерство владения материалом в середине XIX в. достигло высшей степени виртуозности: с одной стороны, изделия того периода поражают тонкостью и изощренностью работы, а с другой — масштабностью форм, ярким колоритом, богатым живописным декором. Исключительным качеством славится живопись и позолота этого времени, последняя облагорожена контрастами фактур (матовое и глянцевое золочение разного оттенка), рельефным золочением по мастике и тончайшими цировками.
#6
Реставрация
#7
Процесс демонтажа
#8
После демонтажа всех частей ваз, скрепленных с помощью внутреннего стержня и металлических дисков, была проведена их механическая и химическая очистки от загрязнений различного происхождения. Бронзовые и металлические части были переданы реставратору по металлу для их профессиональной реставрации.
#9
Силиконовая форма
#10
Для восполнения утраченных частей и фрагментов основания ручек в месте их крепления к тулову ваз были сняты силиконовые формы с аналогичных деталей, сохранившихся на обеих вазах. Восполнения были изготовлены методом отливки в форму из синтетической композиции на основе эпоксидной смолы с наполнителем. Важной частью работы стала тщательная проработка тонкого рельефа на восполненных фрагментах ручек. Самый большой утраченный фрагмент ручки был восстановлен Ю. С. Колосовой. Ручки обеих ваз хранились отдельно, поэтому определить принадлежность каждой из ручек к конкретному тулову удалось не сразу, а лишь на финальной стадии реставрации.
#11
Ручки с восполнениями утраченных фрагментов
#12
Все реставрационные восполнения позолочены сусальным золотом, небольшие утраты на ручках и тулове вазы затонированы твореным золотом с последующим закреплением консервирующим лаком. Особая сложность восстановления золочения заключалась в задаче восстановить матовое и глянцевое золочение в соответствии с аналогом. Для ее решения был применен разработанный в мастерской ранее метод имитации цировок и матового золочения на фарфоре.
#16
После реставрации
#14
После монтажа крупных частей вазы четыре восполненные ручки приклеены на места крепления их с туловом с применением оптоволоконных армирующих стержней. Стыковочные швы замастикованы и позолочены сусальным золотом.
#17
Реставрационный центр им. И.Э. Грабаря
читать дальшескрыть
Ваза парная овоидной формы
Время создания
вторая четверть XIX века
Место создания
Россия, Санкт-Петербург, Императорский фарфоровый завод
Размер
высота — 70,2 см, диаметр — 28,5 см; основание — 22×22 см
Техника
фарфор; крытье надглазурное, надглазурная полихромная роспись, золочение, цировка, золоченая бронза
Выставка
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться