В XV–XVII веках из Ирана в Россию попали так называемые зерцала — дополнительные укрепления панциря или кольчуги. Иранский доспех назывался «чахар-айина» («четыре глаза») и состоял из четырех пластин: наспинник и нагрудник делались круглыми, прямоугольными или восьмиугольными, боковые «доски» — прямоугольными.
Аналогами таких доспехов были аламы — круглые бляхи из стали или меди от 28 до 30 см в диаметре. Часто их украшало изображение: рисованное, прорезью или чеканкой. В переводе с персидского алам означает «знак, украшение на платье». В русских исторических источниках его еще называли «аламъ», «оламъ» или «оломъ». В первой половине XVII века их принято было нашивать на верхнюю одежду.
В 1660–1670-е годы в России шло формирование как артиллерийских батарей, так и крупных соединений вроде «Солдатского Генерала порутчика Миколая Бовмана полка».
В 1664 году в Москву приезжал английский посланник Чарльз Говард, 1-й граф Карлайл. В его честь предстоял государев смотр на Девичьем поле. Тогда «на пушкари» были изготовлены кафтаны красного и зеленого сукна с серебряными нашивками и жестяные латы, клейменые изображением пушек. Кроме того, из приказа Серебряной палаты были выданы золоченые круги из меди. На них красовались орлы: двуглавые держали в лапах мечи и пушки, одноглавые — пушки и пальники. Края «кругов» были обиты алым, черным или зеленым бархатом с подложкой из белой кожи. Разноцветным бархатом обшивали и ременные перевязи.
Пушкари делились на привилегированных «московских» и менее почетных «городовых». Возможно, украшенные аламы полагались только московским пушкарям для торжественных смотров и показательных маневров. Полковые и городовые ограничивались гладкими бляхами-зерцалами.
Всего удалось установить пять вариантов изображений: львиная морда, голова орла, орел одноглавый, держащий пальник и пушку, двуглавый — с пушкой и мечом, двуглавый — с пушкой и пальником.
Две пары оригинальных аламов русских пушкарей, украшенные мордами львов, хранятся в собрании Оружейной палаты в Московском Кремле.
На одной из пар вырезаны львиные морды. Благодаря просвечивавшему сквозь прорези красному сукну глаза льва казались налитыми кровью, а пасть — приоткрытой.
Представленный экспонат с мордами, «выбитыми выпукло», — точная гальваническая копия, созданная к 500-летию русской артиллерии в 1889 году.
Аналогами таких доспехов были аламы — круглые бляхи из стали или меди от 28 до 30 см в диаметре. Часто их украшало изображение: рисованное, прорезью или чеканкой. В переводе с персидского алам означает «знак, украшение на платье». В русских исторических источниках его еще называли «аламъ», «оламъ» или «оломъ». В первой половине XVII века их принято было нашивать на верхнюю одежду.
В 1660–1670-е годы в России шло формирование как артиллерийских батарей, так и крупных соединений вроде «Солдатского Генерала порутчика Миколая Бовмана полка».
В 1664 году в Москву приезжал английский посланник Чарльз Говард, 1-й граф Карлайл. В его честь предстоял государев смотр на Девичьем поле. Тогда «на пушкари» были изготовлены кафтаны красного и зеленого сукна с серебряными нашивками и жестяные латы, клейменые изображением пушек. Кроме того, из приказа Серебряной палаты были выданы золоченые круги из меди. На них красовались орлы: двуглавые держали в лапах мечи и пушки, одноглавые — пушки и пальники. Края «кругов» были обиты алым, черным или зеленым бархатом с подложкой из белой кожи. Разноцветным бархатом обшивали и ременные перевязи.
Пушкари делились на привилегированных «московских» и менее почетных «городовых». Возможно, украшенные аламы полагались только московским пушкарям для торжественных смотров и показательных маневров. Полковые и городовые ограничивались гладкими бляхами-зерцалами.
Всего удалось установить пять вариантов изображений: львиная морда, голова орла, орел одноглавый, держащий пальник и пушку, двуглавый — с пушкой и мечом, двуглавый — с пушкой и пальником.
Две пары оригинальных аламов русских пушкарей, украшенные мордами львов, хранятся в собрании Оружейной палаты в Московском Кремле.
На одной из пар вырезаны львиные морды. Благодаря просвечивавшему сквозь прорези красному сукну глаза льва казались налитыми кровью, а пасть — приоткрытой.
Представленный экспонат с мордами, «выбитыми выпукло», — точная гальваническая копия, созданная к 500-летию русской артиллерии в 1889 году.